Основной голкипер «Амкара» обнаружился не на скамейке запасных пермского клуба, а на трибуне, рядом с ложей прессы «Петровского». Нарубин не принимал участия в матче из-за дисквалификации, в воротах играл его коллега Роман Герус, и поэтому первый вопрос напрашивался сам собой...

- Если не ошибаемся, вы получили красную карточку в заключительном матче минувшего сезона?
- Да уж... Сбил вышедшего один на один полузащитника нижегородской «Волги» Харитонова, арбитр определил «фол последней надежды». Еще и пенальти поставил в наши ворота. Но после этого только всё и началось: мы в ответ четыре забили...
- Почему сегодня не получилось? Каков вообще был план «Амкара» на игру против «Зенита»?
- Из-за дисквалификации я не присутствовал на установке, но скажу, что мы неделю целенаправленно готовились к выезду в Питер: изучали тактические схемы «Зенита», пытались разобраться, как играет команда Спаллетти, в чем-то, быть может, подстроиться под зенитовцев. Но не получилось с этим, хотя в целом хороший выдался матч. Много моментов создавали и наши ребята, и хозяева. И голы, и штанги, и перекладина...
Кстати, в первой половине игры у «Амкара» было больше возможностей для того, чтобы открыть счет. Игра зрителям, наверное, понравилась. Признаюсь, мы ожидали, что на «Петровском» будет непросто, что «Зенит» будет прессинговать, давить,  но все равно надеялись сыграть чуть лучше... Впрочем, в первые минут сорок «Зенит» вообще был не похож сам на себя - почти никакого давления. А вот во втором тайме нашим пришлось тяжко.
- Вашему коллеге Роману Герусу в одном из эпизодов оказывала помощь медицинская бригада. На ваш вратарский взгляд, сейчас форварды грубее стали играть против голкиперов?
- Однозначно! Нисколько не сомневаясь, могу это утверждать.
- Полагаете, форварды намеренно идут в стык с целью выключить из игры вратаря?
- Любой нападающий может, на мой взгляд, легко замаскировать такой момент. Потому что вратарь всегда смотрит в первую очередь только на мяч, а форвард, чувствуя, что не успевает, легко пойдет в контакт, в голкипера. Сам потом  изображая жертву ситуации. Совершенно спокойно нападающий может спрятать свою жестокость в якобы непреднамеренные действия. Я в каждой игре практически с этим сталкиваюсь, и еще не раз, думаю, почувствую такую игру на себе.
- Как же, с точки зрения вратаря, вы оцениваете два нашумевших в минувшем сезоне эпизода с травмами ваших коллег - после столкновений Акинфеева и Веллитона, Диканя и Кержакова?
- Игорь Акинфеев «сломался» не от прямого контакта с бразильским нападающим «Спартака», а в момент приземления. Точно также он мог повредить колено, пойдя на выход, даже без толчка от Веллитона. Приземлиться неудачно - и «поломаться». Но, зная натуру Веллитона, всегда, по-моему, стремящегося напакостить, нетрудно было предвидеть последствия. Хотя в том нашумевшем моменте, повторю, так получилось, что сам Акинфей «сломался» из-за неудачного приземления.
А у Диканя - совсем иная ситуация. Не думаю, что Кержаков умышленно шел на вратаря. Такие прыгающие мячи, как в тот эпизоде, очень опасны для голкиперов: ты не можешь под мяч четко подстелиться – бросаешься под ноги форварду, а голова-то у тебя все-равно наверху. Как раз в зоне колена нападающего – типичная, очень опасная для вратаря ситуация, она достаточно часто встречается.
- То есть, условно говоря, если бы можно было вызвать на вратарский суд форвардов, то Кержаков не заслужил бы упрека, а Веллитону досталось?
- Именно так. Спартаковец был чрезмерно груб, и уже не однажды. Но и Кержака мы пожурили бы, правда, чуть-чуть поменьше. Я много раз просматривал этот эпизод: нападающему «Зенита» реально было тяжело убрать ногу - он никак не сумел бы изменить ситуацию. Я лично не увидел умысла в его действиях, а Веллитон всегда отличался тем, что идет «до конца», как любят говорить футбольные эксперты.
- Когда они так выражаются, то это словосочетание несет в их устах положительный заряд: человек борется, хочет непременно добиться результата, решить эпизод в свою пользу...
-...Что и позволяет ему потом замаскировать любые опасные действия против вратаря - вот о чем я говорю. Мы все-таки едим один хлеб. Если мяч зафиксирован голкипером, если вратарь первый на мяче - зачем нападающему идти «до конца»? Чтобы травму нанести человеку? Не вижу здесь ничего положительного - тупорылое безголовье, вот и всё.
- Сегодня в ворота, защищаемые вашим одноклубником Герусом, были забиты два мяча. Мог Роман спасти ситуацию после удара Кержакова с игры?
- Нет, насколько я понимаю. Мяч попал в ворота от штанги, тем более Кержаков бил с правой ноги, по обводящей траектории - по большой дуге. Тут без вариантов для голкипера.
- В вашей футбольной биографии было несколько взятых пенальти - что мог противопоставить Герус сегодня Кержакову, наносившему удар с одиннадцатиметровой отметки? Тут ведь шансов немного.
- (Улыбается.) Наверное, отраженные пенальти в карьере у каждого вратаря случаются. Тут не приходится много гадать: выбираешь угол - и тебе надо просто резко в него выпрыгнуть, чтобы не происходило тягучего, медленного броска. Максимально выкладываешься и надеешься, что мяч в тебя попадет - вот и все.
- В момент удара вы следите за исполняющим его игроком или действительно всё буквально наугад?
- Много факторов приходится учитывать. Куда, например, нападающий бил в предшествующих пенальти попытках в этом же матче с игры. Получились ли у него эти удары? Какова вообще манера исполнения ударов тем или иным форвардом. Есть свои особенности у каждого. Смотреть на ногу форварда в момент пенальти мне, например, тяжело - попробуй просечь, куда он развернет стопу. Я предпочитаю запоминать, какие углы для ударов выбирает нападающий в ходе самой игры - процентах в 80 он также себя поведет и во время исполнения пенальти.
- У ворот Вячеслава Малафеева сегодня было, пожалуй, два опасных момента. В первом тайме он выручил, когда «Амкар» исполнял штрафной, во втором - зафиксировал мяч после удара с ближней дистанции.
- У Блажичича во втором случае удар не получился. А когда били штрафной, Малафеев здорово сыграл. Вообще, любой удар в створ ворот сложен. Слава среагировал очень четко, не стал подбирать шаги. Это распространенная ошибка у вратарей: начнешь семенить при дальнем ударе, дергаться, подбирать ноги к броску - не успеешь к мячу, не правильно выбрав момент для прыжка. Малафеев этой ошибки избежал, четко сработал. На пять баллов! Кстати, с юбилейным матчем его!
Андрей БАРАБАШ,
Валерий КОВАЛЕНКО.


 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в четверг,

18 апреля