Куда уходят легенды спорта

В апреле в Сочи состоялся представительный форум «СпортАккорд», на котором были представлены международные федерации по олимпийским и не олимпийским видам спорта, оргкомитеты международных соревнований, самые спортивные регионы России. Развернули свой стенд и представители ЦСКА, которые регулярно приглашали аккредитованных на «СпортАккорде» журналистов пообщаться с чемпионами прошлых лет, составлявших славу армейского спорта. Корреспондент «Спорт уик-энда» побеседовал с олимпийской чемпионкой Афин в прыжках в длину и обладательницей еще четырех олимпийских наград в прыжковых дисциплинах, а ныне министром спорта Волгоградской области Татьяной Лебедевой.


Хотела поступать в Академию Генштаба


- Кто вы по званию?
- Подполковник запаса. Перейдя на госслужбу, уволилась из армейского клуба после 17 лет службы в спортивном подразделении. Всю свою карьеру представляла Вооруженные силы, и мое сердце отдано армейскому спорту.
- Не жалеете, что не успели стать полковником?
- Уволилась я с полковничьей должности и, по идее, добившись новых спортивных достижений, могла рассчитывать на очередное звание. Только в 2009 году начались реформы армейского спорта, клубы на местах стали закрывать. У меня были определенные амбиции, хотела даже поступить в Академию Генштаба. Когда армейский клуб закрыли, нужно было искать возможности выжить. В ЦСКА мне сохраняли должность, даже когда я завершила активные выступления, и лишь после перехода на государственную службу ушла в запас.
- После ухода Валентина Балахничева с поста президента Всероссийской федерации легкой атлетики вас называли в числе возможных его преемников…
- В 2013 году, завершив карьеру, первым делом пришла в ВФЛА, но взаимопонимания с руководством федерации не нашла. Возможно, не по нраву пришлись мои критические выступления о натурализации африканских бегунов. Балахничев не видел меня в числе сотрудников федерации, и я сосредоточилась на работе в Волгограде. Меня назначили министром спорта в областном правительстве и представителем региона в Совете Федерации. Не хочу подводить людей, оказавших мне доверие, а быть свадебным генералом - не по мне.


А если переворошить допинг-пробы 80-х?


- Допинговые скандалы, которые сотрясают сейчас легкую атлетику, помогут ей очиститься от негатива?
- Нужно прежде всего отказаться от тезиса о том, что нынешние события – следствие массированной атаки на российский спорт. Через это прошли и Кения, и Ямайка, и США. Есть проблема, и нужно ее решать, менять психологию тренеров и спортсменов. Они должны понимать, что рано или поздно любителей побеждать за счет запрещенных препаратов поймают с поличным.
- Вся ответственность за применение запрещенных препаратов сейчас ложится на спортсменов…
- Могу заверить, что в бытность действующей спортсменкой внимательно следила за фармакологией. Не покупала ни дешевых препаратов, которые рекламировались как аналог разрешенных добавок, ни экспериментальных препаратов с непонятным составом. Пусть эффект от такого медицинского сопровождения был и не столь быстрым и впечатляющим, но зато на допинг-контроль шла спокойно. Особый контроль за тренерами и руководителями школ должен быть в детском спорте. Вот там нужно наказывать тех, кто форсирует подготовку за счет запрещенных препаратов, безжалостно.
- После реформ бывшего президента МОК Жака Рогге допинг-пробы хранятся восемь лет после завершения Игр, и олимпийского чемпиона могут лишить медали и вручить ее тем, кто вообще не проходил контроль…
- В этом вопросе я на стороне спортсменов. Можно хранить пробы для статистики, но наказывать нарушителей нужно здесь и сейчас. Сложно даже представить себе, что мог дать современный допинг-контроль при проверке чемпионов 80-х годов прошлого века! И вряд ли профессиональный спорт что-то выиграл из-за того, что легендарного велогонщика Лэнса Армстронга опустили ниже плинтуса.


Волгоград - город спортивный


- Волгоград – очень спортивный город, занимающий лидирующие позиции во многих дисциплинах. Хватит ли у региона ресурсов для поддержки чемпионов после отмены двойного зачета, о которой объявил недавно министр спорта РФ Виталий Мутко?
- В конце прошлого века наш регион не относился к числу процветающих. Затов Волгограде сохранились еще с советских времен хорошие базы. Двойной зачет многих наших чемпионов выручал, но я никогда не пользовалась этой лазейкой. Сначала никто не предлагал, а затем стала сама зарабатывать средства на коммерческих стартах и победами на крупнейших международных соревнованиях. Это честнее, чем бегать по кабинетам, выпрашивая еще одну стипендию. Чем легкоатлет или футболист лучше шахтера, врача, дворника? Какую-то поддержку профессиональный атлет должен получать, но, достигнув определенного уровня, он сам должен заботиться о коммерческих стартах и привлечении спонсоров. Тогда останутся средства для подготовки резервов, развития детско-юношеского спорта.
- Сейчас многих спортсменов, людей узнаваемых и любимых, привлекают в политику, где явно ощущается недостаток профессионалов…
- Спортсмены ведь тоже разные. Кто-то находит возможность даже совмещать карьеру с активной политической деятельностью. В бытность действующей спортсменкой и депутатом Законодательного собрания Волгоградской области после тренировок переодевалась в машине и шла на заседание. Если у человека в генах заложена активность, почему бы не проявить ее для служения обществу? Многие чемпионы после завершения карьеры получают серьезное образование, которое необходимо для работы в законодательных органах власти или госструктурах. Посмотрите на Светлану Журову - разве она не на своем месте в Госдуме? Это не только российская тенденция. На последних выборах в парламент Финляндии депутатом стал известный метатель молота Оли-Пекка Карьялайнен.


Многострадальный «Ротор»


- Вы говорили о том, что профессиональный спорт не должен сидеть на шее у бюджета. Возможно ли при этом возродить в Волгограде футбольный «Ротор»?
- Это поистине многострадальный клуб. Когда я только заступила на министерскую должность, получила установку навести порядок в волгоградском футболе. Ко мне пришли представители «Ротора» и попросили 19??млн рублей, чтобы срочно пройти аккредитацию в ПФЛ. Сейчас я понимаю, что когда просят выделить деньги сию минуту, нужно взять паузу. На первых порах опыта не было, и из областного бюджета выделили запрошенную сумму «Ротору», обделив других.
- Проведение в Волгограде матчей чемпионата мира поможет решить проблемы «Ротора»?
- Не могу принять напоминающие шантаж заявления называющих себя фанатами людей о том, что в городе, получившем право на проведение матчей ЧМ-2018, должна быть футбольная команда. Почему клуб, плетущийся в конце турнирной таблицы первого дивизиона, заключает контракты с футболистами на 300-500 тысяч рублей в месяц? Хотите платить такие деньги – ищите спонсоров, как это сделали команды по водному поло и гандболу. Да, «Ротор» в свое время был визитной карточкой Волгограда, но за десять последних лет он не может найти себе спонсора. Разговаривала с агрофирмой «Сады Придонья», но на просьбу помочь футбольному клубу последовал резкий отказ. Мотивировка: в «Роторе» нет прозрачности бюджета. Самое обидное, что в Волгограде есть несколько хороших футбольных школ, но между ними идет настоящая война за бюджетные деньги вместо того, чтобы объединить усилия.
- В бытность спортсменкой вы восхищали зрителей не только дальними прыжками, но и экстравагантными прическами, даже в цвета российского флага красились…
- Сейчас нужно соответствовать статусу и приходится соблюдать деловой стиль. Иногда хочется и на столах потанцевать, и в экстремальное путешествие отправиться, но молодость уже осталась позади. Без этого уже можно обойтись. Хотя меня пригласили на вручение премии fairplay во Флоренцию, которое состоится 1 июля. Премию будут вручать за старые спортивные заслуги. Может быть, и сварганю что-то на своей голове, вспоминая спортивную молодость...
Борис ХОДОРОВСКИЙ, из Сочи.

crossfitidol.ru