Игру команды Виллаш-Боаша в Химках прокомментировал чемпион СССР, главный тренер футбольной школы «Зенит-84» Сергей Веденеев.

- Если согласиться с тем, что «Динамо», которое рвется в Лигу чемпионов, не показало чемпионской игры, то в какой степени ее не дал продемонстрировать команде Черчесова «Зенит»?
- Если говорить о возможностях «Динамо» в целом, то, несмотря на высокое место в таблице и обилие хороших футболистов, сама игра «Динамо» не соответствует уровню Лиги чемпионов. В первую очередь нет толкового взаимодействия в линиях. И если в обороне игра налаживается - вероятно, наставник «Динамо» любит изучать игру в защите по видео, находить и успешно устранять ошибки, то в атакующей игре по-прежнему есть большие проблемы, она остается однообразной. Кроме Вальбуэна никто не способен сделать тонкий ход.
Уберите из состава француза, переберите в голове фамилии остальных игроков и понаблюдайте за их игрой - вы придете к выводу, что эти физически мощные и технически хорошо оснащенные футболисты «Динамо» все прямолинейны, а потому и все ходы этой команды легко читаются. Основой ее действий является элементарное силовое давление. Игроки этой команды на фоне соперников по Премьер-лиге смотрятся звездами. Да и сама команда хороша: крепкий состав, приличная скамейка, даже дефицитные левши для фланговой атаки. Но мысли нет. Кто еще способен, кроме Вальбуэна?
Игроки «Динамо» напоминают мне роботов. И какое бы силовое давление они ни осуществляли, взломать оборону «Зенита», где хватает классных футболистов и есть персонально Гарай, и толковые крайние защитники, и умный Кришито, им очень и очень трудно. Фланговые прострелы - вот и весь арсенал действий в атаке. Но против «Зенита» такое не пройдет - как и в Лиге чемпионов. Сегодня все позиции, из которых забиваются голы, были перекрыты. Когда же динамовцы начинали свои попытки разыгрывать мяч, то они приводили не к ударам как логичной фазе такого розыгрыша, а к потерям, оборачивающимся вдобавок ко всему контратаками «Зенита».
«Динамо» могло надеяться на то, что выручат стандартные положения. Но не было Кураньи - не стало и угрозы со «стандартов». Рассчитывать можно было только на Самба, но Гарай его прикрыл.


10 голов - потолок Кокорина


- Не допускаете, что после такой оценки иной болельщик простым народным языком скажет: «Динамо» сильная, но туповатая команда?
- Нет, с таким эпитетом не соглашусь. Болельщик может предположить лишь то, что на фоне «Зенита» и зенитовской обороны «Динамо» - нежизненноспособная команда. В том смысле, что, затрачивая огромные усилия и все-таки доходя в итоге до штрафной, она не могла больше ничего сделать. И опять скатывалась до примитивного прохода по флангу и передаче. Вспоминается в этой связи форвард Бракамонте из уже несуществующего клуба «Москва». Там на него целенаправленно делались передачи, и команда имела много моментов и забивала голов. Но когда у «Динамо» нет Кураньи, все эти передачи и подобная тактика работали вхолостую.
Но я «Динамо» не виню. С другой стороны, коль разговор идет о двух командах из тройки лучших - и этот матч можно было бы назвать российским «классико», то и судить мы должны о нем соответствующе. И опять-таки: исходить надо из того, какие игроки есть в распоряжении тренера.
Если футболист бежит по флангу, и все знают, что он будет только подавать и ничего больше от него ждать нельзя, то нечего надеяться и на изю­мин­ку в игре. Никакой тактической гибкости - проход, подача. А если чуть не в форме, то и этого не дождешься, потому как игра таких футболистов зависит от их физического состояния. Если Вальбуэна и полубольной может что-то придумать, если Данни, пребывая не в лучших кондициях, способен отдать такую голевую передачу, которую мы увидели, то другие футболисты подобного плана просто потеряются на поле. Для защитников «Зенита» они не могли придумать нерешаемую загадку.
- А как же второй тайм, по ходу которого…
- … «Динамо» имело огромное территориальное преимущество? Действительно, порой складывалось впечатление, что еще немного, и момент будет создан, и доведут дело до удара. Были две передачи с противоположных флангов. Но Нету выбил в подкате мяч на угловой, а другой мяч Лодыгин перехватил. Весь ключ к результату кроется в двух этих проходах - как и в моменте с голом, который пропустили динамовцы. Эти эпизоды реально показали, на что способны обе команды. На что способен, к примеру, Кокорин, потолок которого, убежден теперь, - десять мячей в сезоне, а на большее он не способен.
- С языка сняли вопрос. Безголевая серия Кокорина достигла 635 минут. Семь полных матчей! А ведь он не просто заметный форвард - а, по общему мнению, надежда сборной…
- Не могу говорить о причинах невыразительной игры, однако скажу, что Кокорин сегодня напоминает мне Павлюченко, который постепенно из трудяги превратился в приму. Стал игроком, который избегает борьбы, не ищет борьбы и даже не считает ее необходимой. Бомбардирский счет - он ведь складывается наполовину из «чистых» мячей, но другая-то зарабатывается потом и кровью. И вот эти прострелы, о которых мы столько говорили, для трудолюбивого и понимающего форварда - хлеб. Рвануть на ближнюю штангу - и если не забить, то, по крайней мере, не дать выбить защитнику мяч! Задача нападающего номер один - чтобы этот мяч проник во вратарскую площадку. Любыми средствами. Для этого и нужно бежать - всегда! - на ближнюю штангу, даже если немного у тебя шансов на успех.
Два момента было у «Динамо». Когда Лодыгин мяч перехватил - не побежал Кокорин. Когда Нету выбил мяч, Кокорин побежал на дальнюю штангу. А ведь на ближнюю пошел - только ногу подставляй и забивай. У Рондона, кстати, такая же картина.


Они думали, что Данни не отдаст такую передачу


- Этот футбол в атаке - прострелы и выход на ближнюю штангу - придумали голландцы в 70-х годах прошлого века. До 1974 года, когда они показали новый футбол на чемпионате мира, тактика в атаке сводилась к длинным навесам в английском стиле, рассчитанном на фактурных нападающих. Прошло 40 лет, но ничего не изменилось в этом смысле, поскольку это единственное верное средство, к которому специалисты пришли в процессе эволюции футбольной тактики.
Лобановский требовал неукоснительно от своих форвардов такой игры - кто не понимал, усаживался «на банку». Соратник Лобановского Морозов шел тем же путем: видя, что играют не так, он выскакивал на бровку - и страшно было слышать его. Эту линию вел и Старков в «Спартаке». Да, игра была не спартаковская, что вызывало вопросы у «красно-белой» торсиды, но шла по той же схеме: Павлюченко должен был мчаться на ближнюю. Не получалось лишь потому, что Старков не обладал стопроцентным авторитетом в команде, и Павлюченко позволял себе через раз вылетать на прострел. По этой причине потом наш форвард не играл в «Тоттенхэме», по той же причине сейчас играет во втором английском дивизионе. И Кержаков потом таким стал, хотя при Морозове выполнял поставленную задачу исправно и забил так огромное количество голов в первой половине карьеры.
Вот такая длинная тирада, но к матчу она имеет самое непосредственное отношение. «Динамо» может пробегать со своими прострелами хоть три тайма против «Зенита», но если Кокорин не хочет, все будет зря. Защитники будут исправно выносить мяч, а надежда сборной России - играть роль статиста.
- Ключ к результату, сказали вы, кроется в двух моментах - в двух динамовских опасных, но не реализованных прострелах, которые мы разобрали, и в эпизоде с голом, который забил «Зенит».
- Да, это материал для учебника в главу о том, как нельзя играть. К сожалению, эту ошибку тренерам с огромным трудом приходится искоренять в работе с детьми и юношами. Смотрите: Данни принимает мяч, и все, включая тренера Черчесова, знают, кто такой Данни - у него уже девять голевых передач, он лидер сезона по этому показателю. А игроки «Динамо» в курсе, что такой футболист - чуть ли не один в «Зените», кто может что-то сотворить.
Но при этом Данни получает передачу, проходит секунда-другая, три опекуна из «Динамо» вокруг зенитовца - и ни один не двигается, хотя все рядом, в пяти шагах. А ведь начало игры, никто не устал, все свежие. Что в этот момент в головах этих трех игроков?! Наверное, только Черчесов догадывается. Подозреваю, что если он у них спросит - как же так? - они ответят как наши дети: а там же был наш другой, второй и третий. Иван кивает на Петра…
По большому счету, Данни не должен был даже этот мяч принять. Получил мяч с фланга - не встретили! Разворачивается, делает передачу - они, похоже, думали, что Данни не отдаст такую передачу, - а Джуджак, вместо того чтобы предпринять действие, которому мы учим детей в десятилетнем возрасте - называется оно диагональная страховка, - стоит столбом. Сделать надо было три шага - и был бы на мяче. Когда мяч полетел, динамовец стал смотреть на бокового судью, принялся руки поднимать. Смотришь на это и думаешь: или это тренер и его восемь помощников у «Динамо» такие, или игроки их не слушают? Выбирайте по вкусу, как говорится. Именно поэтому утверждаю: путевка «Динамо» в Лигу чемпионов по итогам этого сезона станет катастрофой для российского футбола. Рано, не готовы, провалят все…


Не отберешь - так напугай!


- И Кокорин не выручит, так надо понимать?
- Никогда не видел в нем форварда, который бы соответствовал понятию «высококлассный». Его козырь - это сила, скорость, рывок на десять метров, когда он может убежать, удар. Дриблинга у него нет, головой хорошо играет через раз, а неумение вести борьбу делает его посредственным нападающим. Чтобы реализовать свои достоинства, он должен быть на острие, вести силовое единоборство и заставлять защитников ошибаться. То, что делал Халк сегодня. Он лез с мячом на центральных защитников, вгрызался в оборону, после потери начинал борьбу. Жар был, огонь в глазах. А у Кокорина - отсутствие не то чтобы огня, даже интереса. Такое впечатление, что сам собой любуется. Нарцисс - да и только… Мы, между прочим, до сих пор ничего не сказали о «Зените».
- Время пришло.
- После домашнего матча с ПСВ у меня, прямо скажу, загорелся огонь веры и надежды, что эта игра «Зенита» зафиксируется и будет радовать нас в каждом матче. Потом эта вера здорово поколебалась после игр с «Торино» и «Торпедо». А сейчас она снова воскресла - благодаря нацеленности «Зенита» на отбор, именно на четкую оборону с первой минуты. И хотя второй тайм «Зенит» оборонялся уже возле собственной штрафной - «Динамо» заставило, но в первой половине встречи оборона начиналась прямо с Халка. И было правильно, что вышел на острие Халк, а не Рондон - настолько он был пассивен в последних матчах в борьбе, что не зря оказался в запасе. И Халку такая игра приглянулась, поскольку не надо было возвращаться назад. Самое же главное - отсутствие Халка на фланге сделало крепче оборону «Зенита»!
- Самым парадоксальным образом…
- Ничуть! Играй Халк на фланге, тогда почти наверняка Смольникову пришлось бы остаться один на один с Вальбуэна, что могло обернуться неприятностями. А так там был Рязанцев, и они на пару со Смольниковым если и не оставили от француза бледную тень, то потенциальные угрозы нейтрализовали.
Впрочем, не о персоналиях речь. Все игроки «Зенита» вступали в активный отбор! Были и подкаты как мерило самоотверженности - помню, как Смольников чисто подкатился и забрал мяч, и другие необходимые элементы борьбы. Может быть, на концовку сил немного не хватило, но нельзя за это после визита в Италию упрекать ребят. Этот активный отбор - пусть не прессинг - настраивает на мажорный лад. Не отберешь, так напугаешь! Надо же хоть как-то вывести из равновесия соперника, который принимает мяч, двигаться на него, чтобы заставить при приеме мяча допустить ошибку. Сегодня «Зенит» это сделал, и сегодня ко мне вернулась надежда. Очень хочется верить, что это была не разовая акция в матче против «Динамо». Надо, чтобы «Зенит» так всегда играл - и против «Торпедо», и против «Севильи». Только так!
Вопрос не только в том, чтобы задавить соперника и физически, и психологически. Если ты делаешь пять подкатов в игре против условного «Сахалина», ты тем более сделаешь их не меньше и против «Баварии». А это - дорога к победе, на которую встал «Зенит». Надеюсь, он с нее не сойдет после матча в Химках…
Окончание разговора о «Зените» - в следующем номере, который
выйдет в субботу, 28 марта.

Андрей Барабаш,
Валерий Коваленко.