ШАХМАТЫ. ЧМ-2020. Турнир претендентов

Прорван последний рубеж обороны мирового спорта. Турнир претендентов ФИДЕ в Екатеринбурге, который в условиях пандемии коронавируса оставался едва ли не единственным соревнованием столь высокого уровня в мире, приостановлен на неопределённое время.

 

Дворкович до последнего пытался удержать ситуацию

Такое решение озвучил президент ФИДЕ Аркадий Дворкович, объяснив его тем, что турнир за право сыграть матч за шахматную корону с чемпионом мира Магнусом Карлсеном берет паузу в связи с остановкой воздушного сообщение с другими странами. Как, дескать, отправлять домой участников турнира?
«ФИДЕ не может продолжать турнир без гарантий для безопасного и своевременного возвращения игроков на родину. В данной ситуации и на основании п. 1.5. Правил проведения турнира претендентов президент ФИДЕ решил остановить турнир. Он будет продолжен позднее, причём точные даты будут объявлены сразу, как только позволит глобальная ситуация, связанная с пандемией коронавируса. Как было предусмотрено специальными правилами, согласованными с игроками до начала мероприятия, результаты сыгранных семи туров остаются в силе, и турнир будет возобновлен в том же составе начиная с партий восьмого тура», - приводит заявление Аркадия Дворковича официальный сайт ФИДЕ.
Турнир, по заверению Дворковича, будет доигран в 2020 году, хотя сроки и место проведения второго круга соревнований пока не определены. «Турнир точно будет доигран в этом году и при участии нашего главного партнера – «Сима-Ленд». Вопрос точных сроков и места будет решен в ближайшее время, как только общемировая ситуация стабилизируется», - сказал Дворкович «Чемпионату».
Простим главе ФИДЕ оговорку, по словам которого выходит, что ситуация с коронавирусом стабилизируется уже в ближайшее время, хотя известно, что пик пандемии, увы, пока не пройден, а на преодоление ситуации потребуются месяцы. А еще попытаемся понять чувства главы Международной шахматной федерации, недавно избранного на эту должность, его желание проводить свою линию, невзирая ни на какие обстоятельства, утверждая свой авторитет в роли руководителя мировых шахмат.
Дворкович до последнего пытался удержать ситуацию под контролем. Он, будто отчаянный летчик, изо всех сил старался вывести турнир из штопора, в который тот от тура к туру проваливался всё больше…
До главного аэропорта дотянуть не удалось. Посадку пришлось делать на промежуточном полевом аэродроме.

 

«Пир во время чумы»

Если откровенно, то вся эта затея проводить серьезнейший шахматный турнир в условиях эпидемии с видами на пандемию изначально был авантюрой. О коронавирусе заговорили с озабоченностью еще в январе, когда до объявленного срока начала турнира претендентов оставалось полтора-два месяца. Вполне достаточный срок, чтобы оценить риски его проведения. А уж после того как мировые спортивные федерации, одна за другой, принялись отменять мировые и европейские соревнования, объясняя свои действия нежеланием рисковать здоровьем спортсменов, тут уж хочешь не хочешь, а следовало задуматься: а что, шахматисты из другого теста сделаны?
Сомнения в целесообразности проведения турнира на фоне коронавируса выражали и сами претенденты. Первым тревогу забил азербай­джанец Теймур Раджабов, который заявил, что здоровье семьи для него всегда будет выше любых спортивных достижений. Сигнал подхватил китаец Ван Хао, решивший готовиться к соревнованию в самоизоляции, для чего укрылся в Японии, не подозревая, что эпидемия доберется и на острова. Его соотечественник Дин Лижень был шокирован тем, что заключительный, самый ответственный этап подготовки вынужден был проводить на двухнедельном карантине в подмосковном санатории, без помощников, в полной изоляции.
Не стал лукавить перед организаторами Александр Грищук, заявивший, что счел бы разумным перенести турнир на более благоприятное время, а за пару дней до старта соревнования выразивший сомнения в том, будет ли оно доведено до конца.
Сквозь карантинные кордоны в виде отмененных рейсов из Нью-Йорка в Москву прорывался в Екатеринбург Фабиано Каруана, бурей эмоций сопровождая каждый свой дорожный твитт.
Гром над головой ФИДЕ, казалось бы, грянул, когда от участия в турнире претендентов отказался Теймур Раджабов, одним из первых оформивший право в нем участвовать. Однако, как показалось, шахматных чиновников только порадовало решение азербайджанского гроссмейстера. Они оперативно подыскали Раджабову замену, предложив в ряды «большой восьмерки» вступить Максиму Вашье-Лаграву.
Тактически это был беспроигрышный ход, ведь француз имел сразу несколько оснований рассчитывать на уайлд-кард от организаторов турнира, тогда как те на правах хозяев отдали предпочтение россиянину Кириллу Алексеенко. Почему же не воспользоваться возможностью загладить момент неловкости, возникший в отношениях с Вашье-Лагравом?

 

А вокруг – тишина…

Еще ни один шахматный турнир в мире не проходил в условиях столь жесткого медицинского контроля и организационных ограничений, как екатеринбуржский. Участников дважды в день осматривали медики, измеряли им температуру, проводили непосредственное тестирование на коронавирус. Все тесты, к счастью, дали отрицательный результат.
В первый же игровой день организаторы решили полностью закрыть вход на территорию турнира для зрителей, а затем и для журналистов. В игровой зал позволено было зайти только телевизионщикам, да и то лишь на первые пять минут. Конечно же, в масках, и только тем, кто в письменной форме, как на духу, рассказал обо всех своих перемещениях за февраль-март. Отбраковывались все, кто побывал в зонах коронариска.
На фоне таких мер никого уже не удивляло, что пресс-конференции после партий проходят вообще без журналистов - только с представителями оргкомитета и ФИДЕ.
Атмосфера турнира угнетающе действовала на его участников. Склонный к скепсису Грищук едва ли не после каждой партии призывал остановить турнир. Ему вторили китайские гроссмейстеры. Ван Хао заявил, что в Екатеринбург он больше ни ногой. Растерянно всклокочивал свои кудри Каруана. Решительно и нервно затягивал пучок волос на голове Непомнящий. Скромно улыбался Алексеенко. Философски на всех поглядывал Гири. И лишь Вашье-Лаграв пылал энтузиазмом – ему действительно повезло, и у него не было причин сетовать на судьбу.

 

Раджабов требует вернуть его в турнир

Теперь проблемы нарастают, как снежный ком. После известия о постановке соревнования на паузу азербайджанский гроссмейстер Теймур Раджабов, ранее отказавшийся от участия в отборочном соревновании, потребовал вернуть его в турнир. Его поддержали все члены сборной Азербайджана по шахматам.
«Я считаю, что ФИДЕ теперь должна вернуть меня в турнир. Это будет справедливо. Со своей стороны я сделал все, что от меня зависело - просил их, предупреждал, доносил свою позицию до шахматной общественности… Помню, как писал Дворковичу, что другие спортивные соревнования уже вовсю отменяются. Информации было достаточно, чтобы понимать, что происходит. Никаких ответных действий от них не последовало. И вот к чему пришли», - приводит слова Раджабова azerisport.com.
«Сначала они приняли неверное решение (начать турнир), теперь от них нет ни слова извинений. Вообще. Будто бы все нормально. Извинений – не только мне, но и всему шахматному сообществу. Потому что все, что сейчас происходит, - стыд и позор для шахмат», - добавил азербайджанский гроссмейстер.
Аркадий Дворкович не считает ситуацию с приостановкой турнира претендентов после первого круга не­этичной по отношению к гроссмейстеру из Азербайджана.
«Раджабов отказался от участия в турнире претендентов в связи с опасностью вируса. В этой области ФИДЕ предприняла меры максимальной защиты. Решение о переносе турнира обусловлено запретом правительства РФ на международное авиасообщение, то есть продиктовано необходимостью безопасного и своевременного возвращения игроков домой. Прошла уже половина турнира, сыграно 28 ярких шахматных партий, некоторые из которых будут еще долго изучать и анализировать. Эта ситуация вовсе не равноценна полной отмене турнира. Теймур принял решение, и это был его выбор. Мы гарантировали бы ему такую же безопасность и медицинский осмотр, как и остальным участникам», - сказал Дворкович «Чемпионату».
Своим требованием Теймур может весь отбор пустить под откос. Многие эксперты считает, что менять что-либо на экваторе турнира уже поздно. Полагают, что было бы справедливым нынешний турнир доиграть, а Раджабову обеспечить wild card в будущем турнире претендентов, который может состояться через два года.

 

Когда и где будут расставлены точки над «i»?

С какими чувствами и выражениями на лице участники турнира встретили известие о его приостановке, они расскажут сами, и мы познакомим читателей с их мнениями. А пока напомним, что на перерыв гроссмейстеры ушли после семи туров, отыграв половину турнирной дистанции.
Лидируют, набрав по 4,5 очка, француз Максим Вашье-Лаграв и россиянин Ян Непомнящий.
Но что дальше? Как гроссмейстерам строить свою подготовку, если неизвестны ни сроки, ни место, где будет доигрываться турнир?
Будем надеяться, что в нынешнем году точки над «i» всё же будут расставлены. Поэтому, взяв во внимание текущее турнирное положение, напомним, что в случае равенства очков при распределении мест в турнирной таблице первым критерием являются результаты личных встреч, затем количество побед и, наконец, коэффициент Зоннеборна – Бергера. Последний показатель вычисляется следующим образом: к сумме очков соперников, над которыми шахматист одержал победу, плюсуется половина очков соперников, с которыми он сыграл вничью. Если все эти показатели у победителей окажутся равными, 4 апреля пройдет тай-брейк. Право в конце года провести матч за шахматную корону с чемпионом мира норвежцем Магнусом Карлсеном получит шахматист, который лучше играет в рапид и блиц.
Борис ХОДОРОВСКИЙ.

ШАХМАТЫ. ТУРНИР ПРЕТЕНДЕНТОВ. Екатеринбург (Россия). Положение участников после первого круга (7 туров). 1-2. Максим Вашье-Лаграв (Франция), Ян Непомнящий (РОССИЯ) - по 4,5. 3-6. Ван Хао (Китай), Аниш Гири (Нидерланды), Александр Грищук (РОССИЯ), Фабиано Каруана (США) - по 3,5. 7-8. Кирилл Алексеенко (РОССИЯ), Дин Лижэнь (Китай) - по 2,5.

 

Шахматы
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

во вторник,

5 ноября