«Новая газета» задалась непраздным вопросом о долгах РФС, которые, как сообщил ранее «Коммерсантъ» со ссылкой на источник в футбольном Союзе, составляют свыше 800 млн рублей. Образовалась задолженность, отметило издание, в результате якобы взятого Сергеем Фурсенко кредита.

«Новая газета» приводит слова бывшего генерального директора РФС Александра Тукманова: «Когда Колосков покидал Российский футбольный союз, у нас на счетах был остаток в размере нескольких десятков миллионов рублей. Когда уходил Мутко, в организации возникли первые убытки - 200 млн. На момент же отставки Фурсенко долг союза составлял чуть менее миллиарда. Видимо, такой сегодня эффективный менеджмент».

Издание далее сообщает, что его источник подтвердил не только наличие задолженности, но и предмет залога: «Заем брался под залог коммерческих прав. Точно не знаю, но вроде Сергей Александрович получил кредитные средства в прошлом году - когда УЕФА приняла решение о централизации коммерческих прав».

Здесь уточним, о чем речь. Коммерческие права национальной федерации - это права на медийную реализацию ее основного актива: сборной. Наиболее привлекательными составными частями коммерческих прав являются телевизионные права на показ домашних матчей национальной команды и щитовая реклама.

Актуальность эта тема получила в марте прошлого года, когда конгресс УЕФА объявил о централизации медиаправ на отборочные матчи чемпионатов мира и Европы. Суть в том, что УЕФА приобретет у всех 53 национальных федераций, входящих в ее состав, телеправа на показ матчей отборочного турнира ЧЕ-2016 и европейской зоны ЧМ-2018. При этом федерации будут разделены на три категории сообразно их рангу: низшую, среднюю и «элитную». При этом федерации низшей категории получат за продажу телетрансляций УЕФА 8 млн евро, средней - 13 млн, а «элитной» - около 20 млн.

По словам представителя компании Sportfiveв России Михаила Широкого (компания сотрудничает с РФС и рядом клубов), Российский футбольный союз входит в «элитную» категорию, а потому его коммерческие права уже сегодня могут оцениваться в 20 млн евро, и даже «быть предметом залога в случае получения многомиллионного займа». Широкий считает, что Фурсенко не мог этого не знать, потому что присутствовал на конгрессе УЕФА в Париже, где его избрали в исполком европейской ассоциации: «Полагаю, именно тогда он оценил такой актив, как коммерческие права. И понял: в случае острой необходимости в оборотных средствах эти права можно уступить или заложить за хорошие деньги».

Но острая необходимость в средствах, считает Александр Тукманов, по сути, не должна была возникнуть: «У РФС масса сильных спонсоров - это и «Газпром», и «СОГАЗ», и «Норникель», и «Старый мельник»… Думаю, поступления от них составляют не один десяток миллионов долларов. Я, конечно, допускаю, что наша сборная была основным потребителем поступавших в РФС денег, но не до такой же степени. Как можно было дойти то того, чтобы брать кредит?»

Михаил Широкий задается тем же вопросом, продолжая перечислять спонсоров: «Был же еще «Уралкалий» Сулеймана Керимова, есть и долгосрочный технический спонсор «Адидас», который ежегодно 10 млн долларов выделяет, «Фольксваген», «Мегафон» и прочие». Поступают в РФС деньги и от Министерства спорта - ежегодный трансферт составляет 90 млн рублей, а также от ФИФА в соответствии с программой финансовой помощи (FAP).

Консультант ФИФА в странах СНГ Валерий Чухрий говорит, что расходование средств международной ассоциации контролируется особенно строго: «ФИФА ежегодно проводит внешний аудит счетов, на которые переводятся деньги по программе FAP, и если порядок их расходования будет нарушен, то федерацию ждет наказание. Пока, правда, наказывали только Федерацию футбола Сомали - ее руководство приобрело на поступившие средства какую-то недвижимость для собственных нужд. Надеюсь, Российский футбольный союз не позволял себе такого расточительства».

Сотрудник РФС напоминает, что у Союза достаточно резервных активов, чтобы «в случае необходимости» обеспечить кредит: «Есть земля в Бронницах, пара помещений в Москве, ну и фактически половина Дома футбола».

Михаил Широкий, впрочем, уверен, что до реализации собственного имущества в РФС дело не дойдет: «Цена заложенных коммерческих прав уже сегодня не ниже выданного кредита, если брать в расчет обозначенные 800 млн рублей, а через год она достигнет 30 млн евро - по крайней мере на этом настаивают федерации, входящие в так называемую «элитную» категорию». Иначе говоря, Дом футбола на Таганке все-таки не придется продавать за долги. И то хлеб…

 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в четверг,

2 мая