В обстоятельном разговоре обозревателя «Спорт уик-энда» и экс-вратаря «Зенита», а последние два года ведущего специалиста спортивного департамента ФК «Зенит» Александра Макарова были затронуты многие темы: перспективы Егора Бабурина и Максима Рудакова в «Ростове», сможет ли перезапустить карьеру Юрий Лодыгин и какие шансы вернуться в ФНЛ у «Зенита-2».

 

Наши кабинеты с Рибалтой располагались напротив друг друга

- Александр, правда, что вы прекратили сотрудничество с ФК «Зенит». Чья это была инициатива?
- Мы приняли обоюдное решение, у меня закончилось соглашение с клубом и решили его не продлевать. Расстались нормально, цивилизованно.
- Год назад в одном из интервью вы говорили: «Задача спортивного департамента заключается в том, чтобы молодые футболисты были достойно подготовлены для первой команды». В какой степени удалось решить эту задачу?
- Считаю, что удалось. Группа игроков регулярно ездила на сборы с первой командой, некоторые из них уже дебютировали в «Зените». Это - Скроботов, Воробьев, Шамкин, Прохин. Леон Мусаев постоянно прогрессирует. Подчеркну, что это работа людей, отвечавших в клубе за молодежный футбол, все в «Зените» трудятся на благо первой команды.
- Что вообще входило в круг ваших обязанностей в клубе?
- Задача сотрудников спортивного департамента на ранних стадиях развития разглядеть талантливого игрока, поддерживать его и вести. Выпускной год - это примерно 20 футболистов и все они хорошего уровня, но есть те, кто в этом возрасте добился наибольшего прогресса, поэтому требуют отдельного внимания, индивидуального подхода.
- Вы чаще контактировали с заместителем спортивного директора Вячеславом Малафеевым. А была ли коммуникация с Хавьером Рибалтой?
- Мы общались довольно часто. Наши кабинеты в клубном офисе располагались напротив друг друга. Безусловно, кандидатов, с кем мы планировали заключить контракт, обсуждали с Рибалтой. Он интересуется абсолютно всеми игроками системы клуба, даже теми, кто еще обучается в Академии. В хорошем смысле мы ему докладывали по каждому игроку. Кроме того, Хавьер делился с нами определенным опытом, который получил за годы работы в топ-клубах - «Ювентусе», «Манчестер Юнайтед».
- Кстати, про опыт… Испанские СМИ посчитали, что из 43 игроков «Барселоны»-В, собранных со всей Испании, начиная с 2014 года, никто не сумел пробиться в первую команду. Эта статистика может служить частичным оправданием для «Зенита»?
- Считаю, что любую открытую информацию нужно изучать. Чужой опыт - позитивный или негативный - должен анализироваться. Внутреннюю кухню, конечно, никто не откроет - по какой причине в «Барсе» так сложилась. Но, думаю, у нас похожие ситуации. Уровень конкуренции в «Зените» на сегодняшний день беспрецедентно высокий! Объективно, в 18-19 лет игрок «Зенита-2» не может конкурировать с уже сложившимся футболистом, которому 24-25 лет. Плюс высочайшая ответственность за результат.
- То есть проблема только в их возрасте?
- Это главное! Остальное - детали. Нужно быть вундеркиндом. Конкретный пример. Леон Мусаев. Он преодолевает барьер в физическом плане. Чтобы играть на его позиции - опорного полузащитника - нужно вести силовую борьбу, разрушать, подключаться к атакам. Это очень сложно сделать в его возрасте. Такая ситуация не только в России. Исключение, полагаю, составляют французы. Там игроки очень развиты физически и в 18-19 лет они уже сложившиеся футболисты. Нужно время. Все мы ждем ребят с нашего двора…
- Не находите, что ожидание растянулось на десятилетие?
- Это правда. Но! И футбол с тех пор очень изменился, дал большую динамику. Требования к физическим качествам игроков на несколько порядков выросли. Все равно нужно продолжать работать с молодыми дарованиями, не только тренировать, но и участвовать в их жизни. В идеальных условиях Академии «Зенита» очень трудно стать жаждущим спортсменом.
- Парадокс?
- Наверное. Иногда шикарные условия, когда можно тренироваться хоть до синевы, бывают сдерживающим фактором. Если тебя приглашают в «молодежку» «Зенита» - уже признание. Молодым ребятам на этом жизненном отрезке нужна помощь, чтобы они правильно оценивали свое положение в футболе.

 

Официальное отсутствие задачи у «Зенита-2» не отменяет спортивный принцип!

- Сразу после нового года в СМИ проскользнула информация, что вторая команда «Зенита» не будет возвращаться в ФНЛ? Это правда?
- Неправильно так ставить вопрос. Я скажу вам не как функционер, а как спортсмен. Официальное отсутствие задачи не отменяет спортивный принцип! Задачу необязательно озвучивать. Если команда понизилась в классе, то должна приложить все силы для того, чтобы вернуться. Давайте проведем эксперимент. Вы приезжаете на базу «Зенита», берете любого игрока второй команды и спрашиваете: «Будет ли для тебя стимулом выход команды в ФНЛ или ты просто хочешь играть без результата»?
- И каким будет ответ?
- Конечно же, каждый игрок скажет, что будет бороться за первое место, побеждать в каждой игре, в каждом единоборстве. Это же базовые принципы, которые закладываются в футболистах. Ребята получают великолепную школу, работая с тренерским штабом в «Зените-2» или «Зените-м». Скажу откровенно, не каждому повезет работать с такими людьми. Возможно, у кого-то из футболистов «Зенита-2» получится пару сезонов провести в ФНЛ и выше они не поднимутся.
- Однако, согласитесь, есть и руководство клуба, которое может хотеть или не хотеть повышения в классе «Зенита-2»?
- Будет принято решение или нет - это не футболистам решать. А вот занять первое место в зоне «Запад» весной «Зениту-2» по силам. Вернемся к истокам. Для чего создан фарм-клуб? Чтобы молодые футболисты могли получить игровую практику на более высоком уровне.
- Более высокий уровень - это ФНЛ?
- Именно. Уровень сопротивления там другой, на порядок выше, чем в молодежном первенстве или ПФЛ.
- Почему же тогда «Зенит-2» отпускает Рукаса, Бугриева, Капленко, Макеева, Сергея Иванова - основных игроков, которые тащили команду в осенней части первенства ПФЛ?
- Ответ очевидный. Если на игроков в таком возрасте первая команда не рассчитывает, находиться им в «Зените-2» нет никакого смысла. Нужно искать альтернативу - переход или аренда в клуб минимум ФНЛ, а может быть и РПЛ. Ведь Лесовой или Панюков прошли школу «Зенита-2», им давали шансы в главной команде, которыми они не воспользовались. В этом нет ничего страшного. Сейчас они играют в основных составах «Арсенала» и «Урала», пытаются выстроить свою карьеру вне «Зенита».

 

Березовский был первым номером, а мы рубились на тренировках

- В последних контрольных матчах «Зенита» на сборах ворота условной «основы» защищал Андрей Лунев. Вратарь вернул доверие тренерского штаба?
- Мне кажется, сейчас в «Зените» два основных вратаря - Лунев и Миша Кержаков. Кто будет защищать ворота в ближайшем матче с «Локомотивом» - сказать практически невозможно.
- Почему?
- Это внутренний выбор тренерского штаба. Тут масса факторов может повлиять. Как будут себя чувствовать вратари перед игрой, их физическое состояние, кто лучше готов в конкретный день?
- И все-таки: Лунев или Кержаков?
- Оба вратаря имеют абсолютно равные шансы сыграть в первом матче после возобновления чемпионата.
- А какие перспективы у Александра Васютина? В чем была мотивация вратаря, вернувшегося в Питер, понимая, что место основного вратаря занято?
- Саша - вратарь достаточно хорошего уровня. Мы за ним следили. Когда он возвращался в «Зенит», думаю, прогнозировал, каким будет уровень конкуренции. Могу допускать, что работа на тренировках с Луневым и Кержаковым даст ему больше прогресса, чем игра первым номером в норвежском чемпионате.
- Конкуренция среди вратарей всегда ли положительный момент? На старте сезона-2000 в «Зените» оказалось сразу четыре голкипера - вы, Роман Березовский, Вячеслав Малафеев, Дмитрий Бородин - как удавалось сохранить баланс в работе и взаимоотношениях?
- Баланс наших взаимоотношений виден и 20 лет спустя... Однако вратари в рамках одной команды не могут быть близкими друзьями. Это аксиома. Все же хотят играть в основном составе. Вспоминаю это классное время! Березовский был постарше, уже признанным мастером, игроком сборной Армении, заслуженно первым номером «Зенита». Мы же старались прорваться в большой футбол. Рубились каждый день на тренировках, ждали своего часа. Понимали, что кому-то повезет, а кому-то нет…

 

Бабурин и Рудаков по потенциалу - игроки сборной!

- Многим казалось, что Егор Бабурин должен рано или поздно стать первым вратарем «Зенита», но он ушел в «Ростов». Сейчас на берега Дона отправился еще и Максим Рудаков...
- К сожалению, Егор буквально на днях получил травму. Хочу пожелать ему скорейшего восстановления. Переход Рудакова для меня никакая не сенсация. Он уехал из «Зенита» в аренду, добился прогресса в финском ХИКе, играл здорово. Ростовчане понимают, что и возраст у Максима уже подошел (24 года. - Прим. автора) и мастерства достаточно, и амбиции. Еще важнейший момент: Бабурин и Рудаков хорошо знают друг друга и могут нормально общаться. Я хорошо знаком с Виталием Кафановым (тренером вратарей «Ростова». - Прим. автора), он очень щепетильно относится к вратарскому микроклимату в команде. Когда четыре вратаря тренируются, они в равной степени помогают стать сильнее. Результаты команды все равно выше личных амбиций. Хотите, выскажу свое личное мнение?
- Конечно же, Александр!
- По своему потенциалу, школе, стилю игры Бабурин и Рудаков могут стать вратарями сборной России! Егору нужно стабильно, без травм и срывов отыграть один сезон, и вы увидите, что мои слова близки к истине.
- Тогда не могу не спросить: если ваш прогноз сбудется, Бабурин сможет когда-либо вернуться в «Зенит»?
- Я не исключаю такой возможности. При прочих равных при выборе вратаря питерские воспитанники воспринимаются намного теплее, чем ребята со стороны. Бабурин олицетворяет систему подготовки вратарей, питерскую школу. Все, кто его тренировал, выполняли свою работу для того, чтобы Егор играл в «Зените», а не в «Ростове» или «Рубине».

 

Для Лодыгина календарь «Арсенала» - мягкое возвращение в РПЛ

- В РПЛ вернулся еще один экс-зенитовец - Юрий Лодыгин. У него будет возможность перезапус­тить карьеру?
- Я сам оказывался в таких ситуациях, когда требовалось перезагрузить карьеру, как вы сказали. На мой взгляд, решение Лодыгина вернуться в наш чемпионат - правильное. В «Арсенале» очень квалифицированные вратари - Левашов и Нигматуллин. У Левашова были очень хорошие предложения от наших лидеров, в первой половине сезона он играл ярко, хотя и ошибался. Думаю, Лодыгина взяли для того, чтобы он стартовал. Исходя из логики, Юрий сыграет в первых трех играх. У «Арсенала» хороший календарь - «Сочи», «Оренбург», «Рубин» - в них команда может набрать максимальное количество очков. Для Лодыгина это мягкое возвращение в РПЛ, он может остаться первым номером до завершения сезона. Мое частное мнение, приглашение Лодыгина - это украшение нашего чемпионата.

 

На Евро могут попасть в заявку сразу два вратаря «Зенита»

- За 4,5 месяца до старта Евро тревожно за вратарскую позицию в сборной России?
- На уровне сборных и задач континентального масштаба плохой игры и ошибок никто не потерпит. Если при прочих равных Лунев, Шунин или Джанаев будут сильнее Гилерме, я не удивлюсь, что кто-то из них будет первым номером сборной.
- Кого-то еще из вратарей может вызвать в команду Станислав Черчесов?
- На мой взгляд, Михаил Кержаков своей работой на поле заслуживает вызова. Он играет в основном составе «Зенита», выходил на поле в матчах Лиги чемпионов. Мой прогноз: на Евро могут попасть в заявку сразу два вратаря «Зенита» - Лунев и Кержаков!
Алексей ПАВЛЮЧЕНКО.

 

Футбол Зенит ФК Рибалта Хавьер Макаров Александр
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в понедельник,

22 апреля