В начале мая бригада одного из лучших российских судей Сергея Карасева (ассистенты - Игорь Демешко и Максим Гаврилин, VAR - Виталий Мешков) отработала матч чемпионата Саудовской Аравии «Аль-Таавун» - «Аль-Иттифак».
- Наверняка обсуждали с Мешковым после матча у саудитов нюансы работы VAR. В чем особенность аравийского по сравнению с российским? – вопрос Карасеву.
- Руководитель проекта VAR у них инструктор ФИФА. Соответственно, подход отличается от европейского, о чем предупреждают и иностранных арбитров. Если коротко, УЕФА просит VAR обращать внимание только на очевидные и явные ошибки главного судьи. Если можно поддержать его в каком-то моменте, лучше поддержать. Например, пенальти. Видеоассистент замечает: есть нюансы, но не критичные, допускающие, но не требующие пересмотра решения. В таких случаях европейскому VAR рекомендовано не вмешиваться.
У ФИФА иначе, там либо «да», либо «нет». Судья удаляет игрока, VAR оценивает эпизод и полагается только на собственное мнение. Если не согласен, зовет главного арбитра к просмотровому экрану. Трактовка строже, нет серой зоны сомнений. Как закреплено в правилах, так VAR и оценивает. В Саудовской Аравии практикуют именно эту методику.
- Уместно спрашивать вас о гонораре?
- Чуть ниже, чем в Европе, примерно как за три-четыре матча РПЛ. Достойная оплата.
- Чемпионат Саудовской Аравии - соревнование под эгидой ФИФА. И вам в нем работать можно. Почему нельзя в еврокубках?
- У меня нет ответа. Знаю, что судейские руководители из Аравии согласовывали наш визит с ФИФА и УЕФА. Получили одобрение.
- То есть потенциально вам за рубежом работать не запрещено, просто не приглашают?
- Лично мне не поступало писем или звонков по данному поводу. В интернете читал пару месяцев назад: проблемы с логистикой, из России тяжело добраться. Остальное по умолчанию. Нам хотелось бы ездить и судить, все-таки международные арбитры хорошего уровня, интересный опыт. Плюс финансовый фактор. Но не суждено пока. Спасибо Саудовской Аравии, что не забывают. Отзывы о нашей работе хорошие, чемпионат заканчивается в конце мая, если все будет нормально, вероятно, вскоре еще полетим.
- Вам 42. До какого возраста намерены судить?
- ФИФА отменила порог, федерации решают сами. В России ограничения вводить не стали: смотрят на качество работы, физическую готовность, выполнение нормативов. Владиславу Безбородову в следующем году 50, а он в отличной форме, работает, служит ориентиром для коллег. Я тоже заканчивать не планирую, буду судить, как раньше говорили, пока колени не сотрутся. Тем более мы пока без международной практики.
- Что значит - тем более?
- На повестке дня финансовый вопрос. Для меня сейчас главенствующий, для других «международников», думаю, тоже. Гонорары за работу на зарубежных матчах выше, чем в России, и на эти деньги мы, собственно, жили, обеспечивали семьи. 100 тысяч рублей за игру РПЛ - нормально, но судьи получают назначения не каждый тур, а в случае серьезных ошибок можно вообще какое-то время не работать в РПЛ. У многих арбитров по двое-трое детей, их надо поднимать. Судим матчи, в которых играют миллионеры, - зарабатываем несравнимо меньше.
- Если нет назначений, фиксированная ставка в России - 30 тысяч?
- На руки за вычетом налогов 26 тысяч. Хватает на врачей, фитнес, массаж и так далее. Но при этом игра Лиги Европы - три-пять российских в плане гонорара.
- И пенсий вам не положено?
- Разговоры были, руководство обсуждает, надеюсь, введут, но на данный момент у нас ни пенсий, ни страховок. Честно скажу: с отменой международных матчей финансовый вопрос встал во весь рост. Мы привыкли зарабатывать в Европе и жить на эти деньги. Теперь доход только внутрироссийский. И стало тяжело», - цитирует Карасева «Матч ТВ».

Футбол Карасёв Сергей
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в понедельник,

22 апреля