Вчера капитан ЦСКА Игорь Акинфеев был крайне недоволен засчитанным голом в свои ворота от «Спартака» в дерби (0:1), считая, что соперник Дмитриев помешал ему на «ленточке». И на повышенных тонах доказывал это арбитру встречи Сергею Карасёву. После долгого изучения видеоповтора судья утвердил взятие ворот.
Этот эпизод, который вызвал множество споров, как и само судейство дерби, дал повод вспомнить, как оценивает современный уровень арбитров самый опытный игрок ЦСКА, голкипер Игорь Акинфеев. Портал Sport24 в связи с этим процитировал отрывок из свежей автобиографической книги капитана и легенды армейцев.
«По мере того как я играл, вывел для себя правило: главное, чтобы команда выигрывала. А как судят - вопрос второстепенный. Не хочу лезть в судейство, не хочу что-то обсуждать, - написал Акинфеев. - У арбитров сейчас есть все - телевизоры, повторы, большое число помощников, прорва камер. Что еще нужно? Тем более что сейчас ввели правило капитанов. Чтобы к судьям относились уважительно, не кричали на них, не обижали, - написали целый свод правил, разложили все по полочкам. Если капитаном команды является вратарь, он уже не имеет права подбегать к судье и что-то ему говорить. Другими словами, я должен выбрать человека, который будет уполномочен общаться с арбитром от лица команды.
Пока таких правил не было, случались разные истории. Например, у меня всегда были хорошие отношения со Станиславом Сухиной. Я ему мог напихать, он мог в ответ напихать мне, но потом в какой-то момент мы начинали друг друга прямо на поле подкалывать. И так случалось со многими арбитрами.
Понятно, что есть судьи, которые тебя на дух не переносят. И которых не переношу я. Это люди, которые просто не умеют судить. Выходит такой после матча, говорит гордо: «Ну что, оценили, как я задрал планку игры?» Ну да, планку ты, возможно, задрал, но у четверых игроков травмы, ноги переломаны, людей с поля на носилках уносят. Когда судья позволяет безнаказанно бить по ногам, это уже не планка игры, а беспредел на поле.
Бывают моменты, которые реально выбешивают. Из того, что осталось в памяти, - игра в Химках с «Аланией» в 2010-м. Судил матч Виталий Мешков, у него был дебют в Премьер-лиге в качестве главного судьи, и на 93-й минуте - последней минуте добавленного времени - он назначает в наши ворота достаточно спорный пенальти. Мне пробивают в угол, я падаю, и мяч предательски проскакивает под рукой. Выиграть мы все равно выиграли, поскольку вели до этого момента со счетом 2:0, но, как говорится, «прощай, сухой матч команды». Смотришь в таких случаях на табло и думаешь: «Я всю неделю к этому матчу готовился, неделю пахал - и ради чего? Чтобы вот это все получить?»
В 2014-м там же, в Химках, мы проиграли «Спартаку» из-за пенальти, который совершенно безосновательно назначил Владислав Безбородов. Он тогда передо мной извинился. Признал, что назначил пенальти совершенно не по делу. Но по факту легче-то никому от такого признания не становится, поезд ушел, что называется. Ты уже проиграл, тебя во всем обвинили, вылили тонны грязи.
Вообще, хороший арбитр в моем понимании - это человек, который может общаться с любым футболистом на равных, невзирая на его статус, но при этом никогда не переходит какую-то грань. Понятно, что любой матч - это всегда эмоции; но когда все замечания делаются уважительно, с улыбкой, с юмором, то смотришь со стороны и сам начинаешь думать: «Ну а я-то зачем ору?» - написал Акинфеев в своей книге.