Интервью с Борисом Игнатьевым было сделано в конце декабря, и можно его расценивать как последнее наставление мэтра, посвященное любимой игре.

- Реально ли сейчас тренеру подготовить игрока, который станет на уровне Стрельцова - по технике, пониманию игры? Или хотя бы Аршавина?

- Следует пробовать. Есть изначально талантливые ребята, а есть те, которые схватывают детали. Не станут в итоге звездами, но будут стабильными игроками. Бесков, работая тренером в ФШМ, говорил: «Я, конечно, из вас не сделаю больших мастеров - это от Бога! Но научу играть в футбол, и в команде, где вы окажетесь, люди скажут: этот мальчик где-то учился, получил образование. Может, вспомнят и меня - Константина Ивановича Бескова».

- Уже немало.

- Конечно, Ломоносов в истории будет один. Или Стрельцов с Симоняном. Бог или мама с папой не дали чего-то такого, от чего зависит величие футболиста. Но в целом можно получить обученных игроков, выходящих из-под руки того или иного тренера. Но наставники хотя бы должны иметь какой-то минимальный базис в этом виде спорта. А сегодня мы редко видим, чтобы кто-то из ребят с именем пришел трудиться в школу или академию.

- Действительно, трудно представить.

- Они все ждут приглашений в профессиональные команды, причем в большие - только в «Спартак», «Зенит», «Локомотив»… Но, наверное, РФС должен уговорить, например, тех же Аленичева и Титова работать в академии «Спартака». Сделать им хорошую зарплату, потому что та, которую сегодня предлагают, их не устраивает. Они накопили немножко денежек за карьеру. Поэтому ходить утром за мелочью им не хочется.

- Понять можно.

- В результате они больше сидят на телевидении и рассказывают, как надо. А что они для этого сделали? В общем, круг вопросов на поверхности, решать их сложно, но надо. Тренер - это же профессия. Такая же, как и токарь. На каком заводе ты будешь работать - уже вторая часть истории, но должен прийти и воспроизводить свои знания в этом направлении. Главная наша проблема - подготовка кадров во всех специализированных школах. Соревнований сегодня много, хорошие, красивые, но подготовка мастеров отсутствует. Я вспоминаю, какие ребята играли в моих сборных. Если только взять 1969 год рождения: Онопко, Тетрадзе, Никифоров, Саленко, Кирьяков, Шалимов, Карпин, Мостовой на год старше. Сегодня игроков такого уровня нет. Даже в сборной.

- Ну, наверное, в 90-е годы был последний период, когда в стране существовал большой выбор классных футболистов в России.

- Конечно. Вот не пониманию, как 42 человека могут соответствовать уровню национальной команды, как сейчас происходит? Я себе даже не мог представить, что в нападении сборной СССР будут отсутствовать Татушин, Исаев, Симонян, Сальников, Ильин? Как было представить национальную команду без Стрельцова или Нетто? А сегодня ваш зенитовец чуть больше набегал километраж, потренировался, привел себя в порядок, и уже Карпин его вызывает. Так не бывает. Вернее, так не должно быть. Сейчас в сборной не мастера, а просто умелые футболисты, чуть-чуть лучше подготовленные на данном этапе. Например, по кондициям.

- Звучит обидно для кого-то.

- Я вот вспоминаю, когда Стрельцов, после того как семь лет отсидел, пришел в команду и спросил: «Что вы тут все время без меня делали?» И снова стал ключевым игроком сборной. А если говорить про вратарей, то все знали, что Яшин - это Яшин! Остальные могут выступать в роли его сменщиков - Маслаченко, Борис Разинский… Где-то подстраховать. А Яшин - один…

- Ну, ему и в мире равных не было.

- А сейчас нет у нас производства больших мастеров. Есть общий поток, в котором не многие способны проявить себя на высоком уровне, по крайней мере, в зарубежных клубах. Хотя в ведущих сборных мира - только игроки высокого класса.

Иван МЕДВЕДЕВ.

(Полностью интервью с Борисом Игнатьевым читайте в свежем выпуске «Спорт уик-энда»).

Футбол РПЛ Игнатьев Борис Стрельцов Эдуард
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в понедельник,

2 февраля