Разгром очередного соперника прокомментировал чемпион СССР, главный тренер футбольной школы «Зенит-84» Сергей Веденеев.

- Не угадали мы результат, поскромничали. 3:0 и 5:0, хотя если сложить, то как раз восемь мячей и получается. Что за игра получилась, на ваш взгляд?
- Для начала - что 8:0, что 1:0, всё равно три очка за победу. Конечно, болельщики «Зенита» не заскучали, и это совсем неплохо. А вот игроки «Зенита», по-моему, даже не особо и радовались. Они сейчас эффектно забитые голы отмечают, но что было отмечать в этом матче? Забили и забили. Некая даже неудовлетворенность была заметна.

 

Откуда взялся град мячей

- Почему?
- Так ведь игры как таковой не было. Сейчас весь вопрос для соперников в противостоянии «Зенита» заключается в одном: забьёт ли «Зенит» быстрый гол. А зенитовцы забили три. Раскрепостились, стали импровизировать, игрались с мячом.
- Это же в радость.
- Повторю, футбола не было, потому что соперника почти не заметили. Это не очень интересно.
- 8:0 - это приговор для команды РПЛ?
- Результат определили три обстоятельства. Первое: зенитовцы забили три быстрых гола. Второе: очень слабые защитники и вратарь «Оренбурга». Дело не их индивидуальных качествах, а в том, что несколько голов «Зенит» забил после того как они стали разыгрывать мяч у своей штрафной. А дальше всё было просто: потеря и созданные своими же руками моменты у своих ворот. И вот результат: десять ударов - восемь голов.
- Высокая реализация.
- Да, сказал бы, что крайне редкая.
- Итак, быстро пропущенные мячи, потери у своих ворот и…
- И отсутствие какого-то ни было давления на игроков «Зенита». Били без сопротивления. Плюс к тому стратегия обороны «Оренбурга» наводит на различные мысли. Мы после недавнего матча говорили, что «Зенит» оборонялся большим количеством игроков, чем это делал «Спартак»: девять у одних, семеро - у других в защите. Вот «Зенит» и победил. А «Оренбург»…
Защитники мало того что плохо подготовлены к игре, так они и ещё и оборонялись малым числом. Случалось так, что шесть на шесть в штрафной площадке оставались, семь на семь или даже пять на шесть! Так бывает только в дворовом футболе.
Ни один тренер в преддверии матча с «Зенитом» никогда не скажет: вы, мол, сегодня не возвращайтесь в оборону, стойте впереди, будем обороняться качеством. Тем не менее, оборона «Оренбурга», мягко говоря, была далека от совершенства, играла очень плохо. Не пошли бы удара у «Зенита», забили бы пять. Но удары пошли: мячи летели впритирку со штангой, а когда они летели во вратаря, он их отбивал себе в ворота. Так и забили восемь.
В нынешнем сезоне в наших командах по известным причинам появилось много игроков, фамилии которых мы никогда не слышали. Так вот, после таких матчей иногда кажется, что в сезоне следующем мы их и не услышим. Разбирать их игру совсем не хочется.

 

О «Салернитане» и чувстве стыда

- Получается, «Зенит» умело воспользовался немощью соперника?
- Да, соперник мяч дарил прямо у своей штрафной, а техническое оснащение зенитовцев позволяло этими царскими подарками во всю пользоваться. Вот мы говорили о некой неудовлетворённостью игроков «Зенита». Объясню: интересная игра - это когда соперник оказывает сопротивление, заставляя тебя искать какие-то ходы, брать его техникой или организацией, пытаться «физикой» наконец продавить, в дриблинг пускаться, рисковать. В этот вечер ничего подобного не было и в помине. Не надо было ни продавливать, ни комбинировать, ни прессинговать. Всё само шло в руки. Вообще, шире глядя: любому русскому человеку должно было быть стыдно.
- Почему?
- Стыдно за РПЛ, а по большому счёту - за наш футбол, за наших футболистов. Уехали иностранцы, но не такие уж они у нас были великие, чтобы говорить о том, что их заменить некем. Но что мы видим хотя бы в этом туре? «Спартак» получил четыре мяча, «Краснодар» - столько же. А тут - восемь! Смотрю сейчас, как «Ювентус» играет с командой «Салернитана», название которой не всякий и слышал. Но она, как и гранд, тоже играет в атакующий футбол, но после срыва атаки обороняются все. Итоговый результат - 2:2.
- А что мешает так нашим?
- Для начала нужна хотя бы хорошая физическая подготовка. Скажу сейчас то, за что меня некоторые ветераны могут поругать (смеётся). В наше время мы были технически оснащены очень бедно по сравнению с нынешними футболистами, командные тактически действия они знают лучше, чем знали мы, и техника, наверное, лучше у них. Но что касается физической подготовки…
Редко, когда тебя не хватало на 90 минут. А в наше время было всего две замены. Причём вторую почти до конца матча берегли на всякий случай. Сейчас пять замен. Меняй уставших - полкоманды! Но они приезжают в Питер, где, конечно, надо побегать, играют в первом тайме 35 минут, а во втором - 15. В общей сложности - 50 минут. В самом лучшем случае - 60. Редко видишь игрока, такого, как, например, Кузяев, который пашет от ворот до ворот, компенсируя недостатки технического плана большим объёмом работы. Как это делает Зобнин, чем славился и Глушаков, Жирков в своё время. Всех их отличала хорошая физическая подготовка.

 

О Сёмине и «физике»

Ещё совсем недавно у нас работали Газзаев, Сёмин - в основе игры их команд лежала «физика». Их не беспокоило, что игрок не сможет вернуться в оборону. Да, они знали, что их игроки могут не сыграть в атаке, но они были уверены в том, что они обязательно не дадут сыграть чужому. Нас так учили: сначала не дай сыграть сопернику, а потом уже только из-под него ты можешь что-то создать.
Тем удивительней было смотреть, как в матче с «Оренбургом» зенитовские бразильцы гуляли по полю без всякой опеки как на пляже. Поэтому да - было стыдно за русских игроков, за тренеров, которые не могут повлиять на этих игроков, не могут их заставить, как это делал Сёмин. Он, казалось, готов был выскочить на поле и чуть ли не пинками погнать их в оборону.
- Скажут: старая советская школа, так сейчас нельзя. Диктаторы…
- При этом Сёмину удалось создать интересную команду вместе с тогдашним президентом клуба Филатовым, приобрести своих зрителей, которых не было вообще, поднять до больших высот Лоськова, мотивировать Джанашия, вырастить Игнашевича. Появился Маминов, а потом и молодые Измайлов и Билялетдинов. Игроки «Локомотива» могли бегать, мяч остановить и прочитать игру соперника. И голова работала, и техника имелась, и физическое состояние было на высоте. И вдруг всё рухнуло! Осталась командная тактика, но больше ничего.
Русские всегда компенсировали недостатки в технике «физикой». Но где она была у гостей «Зенита»? Ведь чтобы противостоять нынешнему «Зениту», нужно много пахать. Ну, хотя бы минут 80, а потом мы тебя заменим. Но нет, игра едва началась, а игроки уже словно так «наелись», что начинают допускать неприемлемые ошибки.

 

О гениальности, Черенкове и Стрельцове

- Тут вспоминается Фёдор Черенков - футболист большой, но имевший претензии по части физической подготовки. Что вы думаете об этом?
- Фёдор Черенков был очень близко к вершине, но именно из-за «физики» до неё недотягивал. Играл на таланте, а вот мощи не хватало. Как только начинал много тренироваться, снижалось чувство мяча. Несколько раз привлекал его Валерий Лобановский в сборную СССР. Но как только нагрузки - мяч начинал отскакивать от него. А оправданий для Черенкова в глазах Лобановского не было: не можешь держать нагрузки, в сборной тебе делать нечего. И ничего личного - это часть работы.
- Из-за «физики» до гения недотянул?
- Гений - понятие многогранное, включает в себя всё, в том числе и «физику». Гений, если хотите, - это сочетание чувства мяча, высокого игрового интеллекта и физической силы. Да, сочетание этих трёх факторов. Для России нынче редкость, раньше было таких игроков больше.
- Если Черенков недотянул, то кто соответствовал?
- Стрельцов. Это природный дар. То, что он умел, не тренируется. В нашей стране в советское время многое требовалось подправить. Тут и отсутствие инфраструктуры, футбольных полей, плохие мячи. Но! Всё это компенсировалось высоким эмоциональным фоном. Дворовый футбол был развит. Поэтому попадалось - нет, слово не то, поэтому появлялось много хороших игроков, особенно форвардов. Но и на этом фоне Стрельцов выделялся.
У нас играл Алексей Поликанов, вратарь ленинградского «Динамо». Он до этого выступал и за «Торпедо», и против торпедовцев играл. То есть знал Стрельцова от и до. Его впечатления - что называется, взглядом из ворот - приведу его же словами. Поликанов рассказывал: когда форвард идёт на вратаря, ты пытаешься предугадать действия противника, наблюдаешь за ним. Так вот, говорил Поликанов, действия Стрельцова всегда были прямо противоположны тому, что ты он него ждёшь. Тут и добавить нечего. Гений.
А Черенков. Он у Бескова без нагрузок играл. При этом надо уточнить: это не в укор тренеру. Бесков в плане индивидуального развития игроков превзошёл всех своих коллег. К нему приезжали футболисты, которых никто не знал. Он делал из них настоящих мастеров, но не атлетов. Поэтому как Черенкову не хватало «физики», так и команде «Спартак» не хватало её на международном уровне, чтобы выстрелить, как это удалось киевскому «Динамо» при Лобановском.
- Но если не дал Бог здоровья игрокам?
- Тренируйся. Вот приезжал «Спартак», получил от «Зенита» два мяча. А мог, как «Оренбург», и все восемь голов пропустить. Их просто Джикия от разгрома спас, перехватил половину зенитовских передач. И Максименко что-то потащил. У «Оренбурга» таких мастеров не оказалось…
Андрей БАРАБАШ.

Футбол Зенит ФК Кузяев Далер Веденеев Сергей
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в понедельник,

1 апреля