Победа в шестом матче реанимировала боевой дух канадцев. Звезды НХЛ поверили в то, что им по силам претворить в жизнь голливудский сценарий - три раза обыграть «Советы» на их площадке и таким образом победить в серии.

 

Из-за судей канадцы были готовы уехать домой досрочно

«В какой-то момент мы были до смерти напуганы своим положением и тем, что нас могло ждать в Канаде, - признавался Бобби Кларк. - Но в этом же состояло и наше преимущество: терять было нечего, мы просто выходили из раздевалки и дрались за победу. Пожалуй, для каждого из нас это были лучшие игры в жизни».
Ну а сам шестой матч серии завершился судейскими разборками. Еще во время встречи главный тренер сборной Канады Гарри Синден, разъяренный судейством арбитров из Западной Германии Йозефа Компаллы и Франца Бадера, решил лично высказать им все в лицо. К нему присоединился Бобби Орр, который, хотя и был травмирован, приехал с командой.
Синден вспоминал позднее: «Мы побежали за арбитрами по коридору. Они не оставили нам выбора. Один из рефери остановился у раздевалки, чтобы дать нам ответ, но Орр, не останавливаясь, толкнул его. Тут же быстрее, чем вы успеете крикнуть «караул», мы были окружены советской милицией. Выглядели как клоуны, но в этот момент нам было уже все равно. Мы не собирались просто сидеть и смотреть на это судейство».
В результате, чтобы избежать дальнейшей конфронтации состоялась встреча канадской и советской делегаций. Гости высказали свои претензии по работе арбитров из ФРГ в шестой игре и поставили ультиматум об их отстранении - иначе грозились раньше времени вернуться на родину. Чтобы избежать скандала, немцев убрали. Седьмую игру судили чехословак Батя и швед Дальберг.
Прерывать серию из-за такого пустяка в СССР явно не хотели. Ведь, чтобы выйти победителем из общего противостояния, команде Боброва по-прежнему оставалось набрать одно очко - задача не самая сложная.
Но и непростая. Канадцы ответственно готовились к следующей битве и решили вновь удивить соперника тактически. «Перед матчем мы сделали одну значительную перестановку, которая оказалась очень полезной, - вспоминал Синден. - В ходе двух последних матчей русские не упускали Фила Эспозито, поэтому он не забивал шайб. Его контролировал Петров. Тогда мы решили перехитрить их, играя четырьмя звеньями. Знали, что наши соперники вряд ли станут разбивать свою команду, чтобы противостоять этому».

 

«Слепой придурок» остановил «Красную Машину»

Шансы Канады на продолжение победной серии увеличивало и отсутствие в составе советской команды Харламова - тот же Кларк сделал все возможное, чтобы вывести форварда из строя. В результате 17-го номера заменил Мишаков, также в состав вернулись Блинов и Кузькин.
Впрочем, даже потеря Харламова не должна была сильно уменьшить шансы «Красной Машины». «Русские хотели любой ценой добиться успеха, - жаловался Род Жильбер. - Мы им действительно не нравились. Нас, мягко говоря, не жаловали судьи, не получалось нормально тренироваться и отдыхать в гостинице».
Словом, в Суперсерии возродилась интрига, и атмосфера вокруг спортивного противостояния накалилась до предела.
Третья московская встреча началась живо и результативно. Перестановки Синдена сыграл свою роль, и Эспозито вновь стал представлять смертельную опасность - уже на пятой минуте с близкого расстояния он нашел щель между щитками Третьяка.
Но паники не возникло, вскоре последовал двойной ответный удар. Сначала Якушев чуть не порвал сетку после мощного выстрела со средней дистанции, а затем Петров легко разобрался с Тони Эспозито при сольном выходе в большинстве.
Но на перерыв команды все-таки уходили при ничейном счете, Фил Эспозито отомстил за брата, сделав дубль за две с половиной минуты до конца периода.
Во втором игровом отрезке наступил бенефис Эспозито-младшего. Вратарь, который дебютировал в НХЛ только в возрасте 26 лет, отбил 13 бросков по своим воротам, не позволив сборной СССР вырваться вперед.
Все должно было решиться в третьей двадцатиминутке. И ее вновь начали активнее профессионалы. Ошибка в своей зоне привела к двум подряд опасным ситуациям у ворот Третьяка. С первой нынешний президент ФХР справился, а вторая завершилась точным попаданием Жильбера. Нашей команде пришлось снова отыгрываться и вновь на помощь пришло большинство - неудержимый Якушев сделал дубль.
Советская сборная включила полные обороты, но все попытки вырваться вперед останавливались на Эспозито, которого сам брат называл «слепой придурок», у голкипера были проблемы со зрением.

 

Михайлов пустил первую кровь

Страсти, царившие на льду, предсказуемо вылились в крупную потасовку. За три с половиной минуты до сирены канадский защитник Бергман грубо толкнул одного из оппонентов на борт, а увидевший это Михайлов решил незамедлительно провести воспитательную работу с агрессором и пошел в рукопашную. Во время драки Борис Петрович несколько раз даже пытался ударить оппонента коньком, что вызвало волну негодования на скамейке энхаэловцев.
Как позже утверждали канадцы, советский форвард все-таки проткнул своим лезвием щиток Бергмана и остаток встречи он провел в коньке полном крови. Это инцидент больше завел подопечных Синдена, а самую большую долю адреналина, видимо, получил Хенедерсон. Вся Канада помнит эти кадры: чуть больше двух минут до сирены, форвард «Торонто» ведет шайбу в окружении четырех хоккеистов соперника - шансов на успех почти нет.
Но атака не захлебнулась. Злой гений сборной СССР, обманув Цыганкова, в падении уже после подножки Васильева, забил очередную победную шайбу - 3:4. Индикатор за воротами быстро загорелся и погас, но сборная Канады мгновенно выбежала на лед, прежде чем возникли какие-либо сомнения по поводу правильности гола.
После матча Хендерсон заявил, что эта шайба принесла ему самое большое удовлетворение за всю жизнь.
«Я вышел один против четверых и всех их переиграл. С моей скоростью вполне мог с ними справиться, нужно было лишь вовремя мне отдать шайбу. Я не был лучшим в мире по части обводок, но, если бы тогда не продрался и не забил, то восьмой матч уже бы не имел значения», - признавался позже один из героев матча.
Хозяева попытались организовать штурм, но не смогли ничего изменить - Эспозито вновь был безошибочен.
Счет в серии сравнялся, и это стало своеобразным шоком для советских болельщиков, поскольку многие перестали сомневаться в исходе противостояния уже после пятого матча.
Теперь психологическое преимущество перешло к набравшим форму и поймавшим кураж гостям. До решающей схватки оставалось два дня…

СССР - Канада - 3:4 (2:2, 0:0, 1:2)
26 сентября 1972 года. Москва. ДС «Лужники». 15 000 зрителей
1-й период: 04:09 - Ф. Эспозито (Эллис, Хендерсон) - 0:1; 10:17 - Якушев (Шадрин, Ляпкин) - 1:1; 16:27- Петров (Викулов, Цыганков) - бол., - 2:1; 17:34 - Ф. Эспозито (Савар, Паризе) - 2:2. 3-й период: 42:13 - Жильбер (Раттель, Халл) - 2:3; 45:15 - Якушев (Мальцев, Лутченко) - 3:3; 57:54 - Хендерсон (Савар) - 3:4. Броски: 31 (6-13-12) - 25 (9-7-9). Штраф: 14 (0+4+0) - 22 (6+23+2).
Лучшие игроки матча: Михайлов, Якушев - Ф. Эспозито, Уайт.
СССР: Третьяк; Цыганков - Рагулин, Кузькин - Гусев, Лутченко - Ляпкин, Васильев; Викулов - Мишаков - Мальцев, Михайлов - Петров - Блинов, Анисин - Шадрин - Якушев.
Канада: Т. Эспозито; Стэплтон - Парк, Бергман - Уайт, Лапойнт - Савар; Паризе - Ф. Эспозито - Курнуайе, Эллис - Кларк - Хендерсон, Халл - Раттель - Жильбер, П. Маховлич, Голдсуорси
Счет в серии: 3-3 (7:3, 1:4, 4:4, 5:3, 5:4, 2:3, 3:4).

Хоккей Суперсерия-1972 Эспозито
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в понедельник,

22 апреля