Мы продолжаем серию публикаций о суперсерии 1974 года, проведенной между советскими и канадскими хоккеистами. Сегодня речь пойдет о шестом матче (втором в Москве). Победа в этой встрече во многом предопределила и общий успех сборной ССР. Но зрителям эта игра, прежде всего, запомнилась излишней грубостью профессионалов, которая чуть не сорвала окончание противостояния.

 

«Вы будете восстанавливаться за свои деньги, а меня страна вылечит»

Перед началом серий было много разговоров о грубости - на памяти еще сохранились многочисленные инциденты в Суперсерии-1972. Советские хоккейные руководители еще раз попросили своих коллег сделать все возможное, чтобы канадские игроки не грубили. А Валерий Васильев предупредил противников по-своему: «Держитесь в рамках, а то так тряхну - мало не покажется. И учтите, вы будете восстанавливаться за свои деньги, а меня страна вылечит».
В итоге канадская часть серии прошла довольно миролюбиво. Но тучи начали сгущаться уже в пятой встрече - канадцы «заработали» 24 минуты штрафного времени против десяти у сборной СССР. Вполне возможно, что родоначальники хоккея решили сломить жесткой игрой соперника, как и их предшественники два года назад.
После этого матча защитник канадцев Андре Локруа признавался: «Мы попробовали сыграть с Советами жестко, местами грубо - и это была самая большая ошибка за всю нашу жизнь». Ему вторил Горди Хоу: «Иногда это был жесткий хоккей. Когда один из русских срубил моего сына Марка, я врезал ему в отместку. Но на самом деле советские хоккеисты играли не грубо».
Что же касается хоккейных итогов пятого матча, то Третьяк считал ту победу переломной - советские хоккеисты действовали все увереннее, а «кленовые листья», напротив, выдохлись и лишь изредка показывали то, что демонстрировали на родине.
Вообще-то большинство хоккеистов команды Билла Харриса старались играть в комбинационной манере. Это было совсем не похоже на то, что болельщики видели в исполнении профессионалов в 1972 году, и это означало, что процесс взаимообогащения стилей пошел.
Но, во-первых, побить сборную СССР ее же оружием было практически невозможно, а во-вторых, к концу серии канадцы начали просто задыхаться. Здесь они играли без перелетов, им пришлось провести четыре матча за шесть дней. Тут-то и сказался высокий средний возраст команды.
Сборная НХЛ была все-таки помоложе, и ее игрокам как раз удалось двумя годами раньше выйти на пик формы к московским встречам.
Победа советской сборной в шестом матче, который состоялся в «Лужниках» третьего октября, выглядела вполне закономерной. Уже в самом начале хозяева нанесли нокаутирующий удар.
Первую шайбу Михайлов забросил на 34-й секунде, через две минуты в большинстве Васильев еще раз прошил Чиверса. Лишь только в концовке периода гостям удалось сократить разрыв в счете.

 

Петрову чуть не оторвали голову, Васильева пытались проткнуть клюшкой

Но после перерыва гол вновь соорудила семейка Хоу: Марк набросил шайбу на ворота, а Горди подставил клюшку - 2:2. Вполне в канадском стиле. Один игрок направляет хоккейный снаряд в сторону ворот именно в ту секунду, когда другой делает движение на «пятачок». Противостоять этому вроде бы нехитрому розыгрышу советские защитники тогда еще не очень умели.
Кстати, когда многие партнеры Хоу-старшего уже еле волочили ноги, 46-летний ветеран выходил все чаще и чаще на лед и выглядел едва не самым свежим. Секрет его хоккейного долголетия не раскрыт до сих пор - после никому из североамериканцев не удалось доиграть до пятидесяти. Да и в Европе только недавно Яромир Ягр достиг этой круглой отметки.
Впрочем, это был последний успех сборной ВХА. Бензин у заокеанских хоккеистов заканчивался. Поэтому, не успевая во многих эпизодах за подопечными Кулагина, канадцы начали фолить, причем многие их приемы выглядели откровенно хамскими.
В итоге травму получил Мальцев, вместо него в звене Анисина стал выходить Капустин, которого тогда считали, пожалуй, самым талантливым молодым нападающим страны. Именно он и начал атаку, которая вновь вывела советскую команду вперед, - завершил ее Анисин. До конца двадцатиминутки еще раз отличился защитник, в большинстве забил Шаталов.
Точку поставил Харламов на 53-й минуте - 5:2. После этого хоккей практически закончился, и на льду «Лужников» начался бокс или бои без правил.
Впрочем, первый эпизод привел в ужас болельщиков еще во втором периоде. Марк Хоу встретил Петрова таким приемом, что чуть не оторвал ему голову от шеи.
Тут же Макгрегор использовал клюшку, как копье, и едва не проткнул Васильева. Наш защитник по прозвищу «Хозяин тайги» тут же сошелся с обидчиком в кулачном поединке и показал ему, как и обещал, что вести себя надо на площадке мирно. Кстати, Васильев, наверное, сделал в этой серии больше всех для того, чтобы канадцы поняли: у «Советов» есть кому ответить на провокации и грубость.
Но это были только цветочки. Основной целью канадцев, как и в 1972 году, был, естественно, лидер советской команды - Харламов. Его старались провоцировать всеми возможными способами, и уже перед пятым голом 17-й номер обменялся ударами клюшкой с защитником Смитом.
Однако наши тренеры не почувствовали, что канадцы охотятся за Харламовым. Им бы придержать его на скамейке - счет позволял. Но…

 

Дрались все, кроме Третьяка и Чиверса

В итоге стычки по ходу встречи вылились в глобальную - после финальной сирены. Начал ее защитник Рик Лей, набросившийся на Харламова, когда команды выехали на лед для рукопожатия. Он неожиданно сбросил на лед перчатки и несколькими мощными ударами уронил своего оппонента. У нашего нападающего не имелось никаких шансов достойно ответить - в боксе канадский громила был гораздо сильнее.
Сразу же обе скамейки опустели, и уже нельзя было понять, кто дерется, а кто разнимает. Но канадцы добились своего, сумев изолировать наших игроков, поспешивших на помощь Харламову.
Валерий покинул лед с разбитым в кровь лицом. Именно тогда весь мир услышал знаменитую фразу Николая Озерова: «Такой хоккей нам не нужен». Кстати, советское телевидение вообще прекратило трансляцию в самый «горячий» момент. Хотя драка продолжалась. В бой рвался даже запасной вратарь Маклеод, и только Третьяк с Чиверсом мирно чуть ли не в обнимку стояли в стороне и ждали, чем дело закончится.
Нынешний президент ФХР, кстати, оказался одним из немногих в нашей сборной, кто пожал игрокам противника руки перед уходом в раздевалку. А Кулагин на следующий день заявил, что «хоккеисты, которые нанесли увечья и травмы советским игрокам, заслуживают отстранения от дальнейших матчей».
Естественно, всем пришла на память шестая игра Суперсерии-1972, в которой Бобби Кларк нанес «легенде № 17» удар клюшкой по ноге и вывел из строя. Тогда седьмую встречу Валерий пропустил. И сборная СССР упустила общую победу. Напрашивался вывод, что это тоже была спланированная акция устрашения, психическая атака.
Петров вспоминал потом, что агрессии у канадцев хватило бы на десяток чемпионатов мира, и в шестом матче они с первых минут устроили охоту за Харламовым. Он считал, что это было частью плана, как подавить русских.
«Против первой тройки соперники не стеснялись в средствах нейтрализации, - вторил ему Михайлов. - После матча Лей затеял драку с Харламовым. Правда, потом он пришел к нам на тренировку и извинился, сказав, что разозлился из-за поражения, плохого, на его взгляд, судейства. И сорвался».
Третьяк отмечал, что откровенно грубо играл Маккензи, постоянно ищущий, с кем бы сцепиться или столкнуться. Однажды после окончания матча, во время рукопожатий, он протянул этому хоккеисту руку, но тот демонстративно отвернулся и будто бы невзначай больно зацепил вратаря клюшкой.
В главной газете СССР - «Правде» - после матча было в частности написано: «В гости ждали мастеров, а разочарование всегда горько. Грубость, неумение соблюдать правила являются признаками слабости».
Североамериканцы оказались не слишком довольны судейством. Об этом говорил и Горди Хоу, и его партнеры. Европейская трактовка некоторых игровых моментов оставалась выше их понимания. Впрочем, на следующий день конфликт удалось погасить, правда, не без труда.

СССР - Канада - 5:2 (2:1, 2:1, 1:0)
3 октября 1974 года. Москва. ДС «Лужники». 14 000 зрителей.
1-й период: 00:34 - Михайлов (Харламов) - 1:0; 02:43 Васильев, бол., - 2:0; 15:56 - Хоул (Шмир) - 2:1. 2-й период: 26:15 - Г. Хоу (Марк Хоу) - 2:2; 28:22 - Анисин (Викулов, Капустин) - 3:2; 33:57 - Шаталов (Цыганков), бол., - 4:2. 3-й период: 53:00 - Харламов (Викулов) - 5:2.
Броски: 29 (14+8+7) - 28 (13+9+6). Штраф: 9 (2+5+2) - 43 (14+7+22).
СССР: Третьяк; Васильев - Гусев, Цыганков - Шаталов, Тюрин - Лутченко, Кузнецов; Михайлов - Петров - Харламов, Лебедев - Шадрин - Якушев, Викулов - Анисин - Мальцев, Капустин, Бодунов.
Канада: Чиверс; Трамбле - Стэплтон, Лэй - Марти Хоу, Смит - Шмир; Г. Хоу - Бэкстрем - Марк Хоу, Макгрегор - Хоул - Маховлич, Маккензи - Лакруа - Халл, Тардиф, Хендерсон.
Счет в серии: 3-1 (3:3, 4:1, 5:8, 5:5, 3:2, 5:2).

Хоккей Суперсерия-1974
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в понедельник,

6 мая