С 12 по 28 мая в Финляндии и Латвии пройдет очередной чемпионат мира по хоккею. Если кто не помнит, то первоначально он должен был состояться в Петербурге. Но в дело вмешались политики от спорта, лишив болельщиков Северной столицы возможности увидеть лучших хоккеистов планеты.
Впрочем, «Спорт уик-энд» не забывает, что май - традиционно время большого хоккея. Начинаем серию публикаций, посвященных выступлению нашей сборной - сначала СССР, потом России - на чемпионатах мира.
Первый материал посвящен тому времени, когда неизведанная канадская забава делала первые шаги на новой земле. Первые, но не робкие. Семь лет понадобилось «Красной машине», чтобы добыть первую победу на чемпионате мира 1954 года.

 

В 1953-м требовались гарантии первого места

Всерьез в СССР начали заниматься канадским хоккеем только в 1946 году, на 70 лет позже, чем в Канаде! Да и НХЛ к тому времени существовала уже 40 лет. А до этого времени в стране не было ни секций, ни чемпионатов, ни амуниции. Только смутные теоретические представления о загадочном виде спорта, который тогда именовался «шинни».
У нас был свой хоккей - с мячом, который в сталинские времена именовался русским. Чемпионат СССР проводился аж с 1927 года, и все лучшие футболисты зимой надевали коньки и брали в руки клюшки.
Но после войны в моду вошла шайба, игра с которой оказалась куда зрелищнее. Добавляла азарта силовая борьба - прежде всего у бортов, которая в бенди отсутствует.
Нашими первыми учителями были прибалты и дружественные тогда чехословаки. «Только при искусном владении клюшкой можно пустить шайбу по воздуху», - ходила присказка на заре советского хоккея.
Но уже в конце 1940-х мастера из московских команд славились мощными и точными бросками. Ученики быстро получили начальное, среднее и высшее образование и вначале 1950-х начали регулярно обыгрывать команды из Чехословакии, а потом и из всех остальных стран Европы. Причем, как правило, с разгромным счетом.
Вообще-то сборная СССР должна была дебютировать еще на чемпионате мира 1953 года. Но возникло много «против». Умер «вождь народов» Сталин, а руководство ЦК КПСС от руководителей тогдашнего Спорткомитета попросило гарантии, что наша команда станет первой. Дать их было опасно - а вдруг не получится?
А еще был травмирован лидер сборной Всеволод Бобров. В общем, команду послали только на Студенческие игры в Вену, где она всех разнесла под орех.
В 1954 году никто уже никаких гарантий не требовал, наступала оттепель. Но в сборной сменился главный тренер. Начинал подготовку Анатолий Тарасов, возглавлявший ЦСКА. Именно оттуда была основа игроков национальной команды. Анатолий Владимирович - человек горячий, захотел задавить будущих соперников на мировом первенстве с помощью атлетизма, поэтому ввел не двухразовые, а почти трехразовые тренировки на сборах осенью, которые проходили в ГДР.

 

Ультиматум Боброва

Утро начиналось у хоккеистов с зарядки на льду на коньках (40-50 минут). Потом с 12 до 14 часов проходила основная тренировка, а вечером, с 19 до 21, еще одно занятие. Команда взбунтовалась, восстание возглавил Бобров - главная звезда нашего хоккея на тот период.
«Бобров поставил вопрос так: он едет на чемпионат мира как игрок и как капитан команды, но не должен ехать Тарасов в роли старшего тренера, - вспоминал потом Николай Пучков, вратарь сборной тех времен, потом долгие годы тренировавший СКА. - Или он едет, но в роли старшего тренера должен быть другой. Его точка зрения победила. Отлучить Тарасова от хоккея в тот момент было нельзя. Ведь все, что показала наша команда на первом чемпионате мира с точки зрения физической готовности, тактики, психологии, закладывалось многие годы в тренировочной работе».
В итоге в Стокгольм, где проходил чемпионат мира-1954, дебютный для нашей сборной, Тарасов поехал в качестве консультанта. А возглавил команду Аркадий Чернышев из московского «Динамо». По иронии судьбы он стал не только первым главным тренером советской сборной на чемпионатах мира, но и автором первой заброшенной шайбы в чемпионатах СССР. Его помощником стал Владимир Егоров из «Крыльев».
Играть на мировом первенстве в Стокгольме предстояло с чехословаками, шведами, западными немцами, финнами, швейцарцами и норвежцами. И со всесильной законодательницей мод в мировом хоккее - Канадой.
О «кленовых листьях» наши только слышали, но никогда их не видели. Представляла Канаду на очередном первенстве мира команда из пригорода Торонто «Линдхерст Моторз». Далеко не лучший любительский коллектив на родине в тот период, который выступал во втором дивизионе хоккейной ассоциации провинции Онтарио. Там в те годы, по словам одного их местных хоккеистов, «играли те, кто любил хоккей и достаточно неплохо, но недостаточно, чтобы зарабатывать таким образом деньги. Ящик пива да фирменная куртка с эмблемой команды в конце сезона - примерно так это выглядело».

 

Две шайбы в ворота Канады - уже праздник

Впрочем, даже любителей такого уровня хватило в Швеции, чтобы уничтожить всех соперников на пути к решающему матчу с общим счетом 57:5 (!).
СССР начал турнир с крупной победы над финнами 7:1, где Бобров сделал дубль. Следующие соперники - Норвегия и ФРГ - тоже не оказали серьезного сопротивления.
Помучиться пришлось с чехословаками, которые дважды выходили вперед, заставив тренерский штаб поменять вратаря. Николай Пучков, вышедший на замену Мкртычану, действовал уверенно, и вопрос с первым номером был закрыт не только в этом турнире, но и на несколько лет.
Вдохновенная своим вратарем советская команда вышла вперед благодаря хет-трику Боброва и закончила матч победой 5:2.
Но главными соперниками были шведы и канадцы. Матч с хозяевами чемпионата складывались трудно, прежде всего, из-за погодных условий - ведь игры тогда проходили на открытых стадионах.
В начале третьего периода знаменитый Тумба-Юханссон открыл счет, и тут же небесные хляби разверзлись. Пошел дождь, потом густой мокрый снег.
Пришлось останавливать игру и расчищать лед - шайба застревала в сугробах. Непрерывный штурм сборной СССР ворот соперника только один раз завершился успехом - за шесть минут до сирены отличился Шувалов - 1:1.
А впереди были канадцы, и в чудо почти никто не верил. Ведь даже одну шайбу «бобрам» было нелегко забросить, а две - считались праздником. Больше трех они до этого не пропускали ни разу за всю историю.
Сборная СССР стал первой, забившей канадцам семь голов. Хотя даже в минимальную победу никто тогда не верил - организаторы уже продавали билеты на дополнительный матч за звание чемпиона Европы - между СССР и «Тре Крунур».
Да что там шведы, даже наш тренерский штаб не особо надеялся на положительный результат. «Проиграете - никто вас ругать не будет», - так вспоминал напутствие тренеров Бобров.

 

«Особо сопротивляться чемпионам не стоит - силы сбережем»

Тарасов на тренерском совете перед игрой предлагал вообще не сопротивляться многократным чемпионам и отдать матч. «Канадцев мы не обыграем, а силы потеряем и выйдем против шведов уставшими. Можем и первенство Европы не выиграть. Особо сопротивляться канадцем не стоит - силы сбережем», - приводил потом его слова Шувалов.
Но Чернышев отверг возможность сыграть в поддавки. И все решено было уже в первом периоде. Правда, в пользу советской сборной - 4:0. Успешная игра в пас и скоростные атаки разрушили надежды канадцев на равную борьбу. Дальше «Кленовые листья» ничего толком не смогли противопоставить, и все закончилось первым унижением в истории канадского хоккея - 2:7! Сборная СССР, набрав 13 очков, впервые стала чемпионом мира и Европы. А Бобров был признан лучшим нападающим турнира.
Правда, продолжения золотого банкета спустя год не случилось. После унизительного поражения канадцы подготовились более основательно к мировому первенству, которое на этот раз прошло в четырех городах Западной Германии. На турнир поехала одна из лучших любительских команд страны «Пентиктон Виз», в которой ударная тройка имела опыт выступлений в НХЛ.
Советская команда прибыла в Западную Германию практически в том же составе, в котором стала чемпионом мира в 1954-м.
Канадские и советские хоккеисты подошли к очному матчу без потерь, но борьбы в их битве не получилось и на этот раз. Только доминировали уже представители Нового Света, одержав победу со счетом 5:0. Официальная статистика тогда не велась, однако «Нью-Йорк Таймс» утверждала, что вратарю «Кленовых листьев» пришлось отразить всего 2 (!) броска за всю встречу. Впрочем, нельзя исключать, что это преувеличение.
Но уже через год, на первой для советских хоккеистов зимней Олимпиаде в Кортина д’Ампеццо, золото вновь досталось команде Чернышева. И стало понятно, что две супердержавы еще долго будут выяснять, кто из них лучшая в хоккее.

ЧЕМПИОНАТ МИРА 1954 года, 26 февраля - 7 марта, Стокгольм, Швеция
Матчи сборной СССР
СССР - Финляндия - 7:1 (2:0, 3:1, 2:0)
Голы: Бобров-2, Уваров-2, Крылов-1, Кузин-1, Гурышев-1.
СССР - Норвегия - 7:0 (2:0, 4:0, 1:0)
Голы: Уколов-3, Кучевский-1, Шувалов-1, Гурышев-1, Комаров-1.
СССР - ФРГ - 6:2 (1:0, 1:1, 4:1)
Голы: Крылов-2, Гурышев-1, Кучевский-1, Шувалов-1.
СССР - Чехословакия - 5:2 (1:1, 2:1, 2:0)
Голы: Бобров-3, Шувалов-1, Бычков-1.
СССР - Швейцария - 4:2 (0:0, 2:1, 2:1)
Голы: Бобров-2, Шувалов-1, Бабич-1.
СССР - Швеция - 1:1 (0:0, 0:0, 1:1)
Гол: Шувалов-1.
СССР - Канада - 7:2 (4:0, 3:1, 0:1)
Голы: Шувалов-2, Бобров-1, Кучевский-1, Кузин-1, Бычков-1. Гурышев-1.
Итоговое положение команд: 1. СССР - 13 очков. 2. Канада - 12. 3. Швеция - 11. 4. Чехословакия - 8. 5. ФРГ- 5. 6. Финляндия - 3. 7. Швейцария - 2. 8. Норвегия - 2.
Лучшие игроки: вратарь - Дон Локхарт (Канада); защитник - Ханс Эберг (Швеция), нападающий - Всеволод Бобров (СССР).

Состав сборной СССР на ЧМ-1954
Вратари: Николай Пучков, Григорий Мкртычан (оба - ЦСК МО, Москва). Защитники: Дмитрий Уколов, Александр Виноградов, Павел Жибуртович, Генрих Сидоренков (все - ЦСК МО), Альфред Кучевский («Крылья Советов», Москва). Нападающие: Всеволод Бобров, Виктор Шувалов, Евгений Бабич, Александр Комаров (все - ЦСК МО), Юрий Крылов, Александр Уваров, Валентин Кузин (все - «Динамо» Москва), Алексей Гурышев. Михаил Бычков (оба - «Крылья Советов»).
Тренеры: Аркадий Чернышев и Владимир Егоров.
Чемпионат мира 1955 года, 25 февраля - 6 марта, Крефельд, Дюсссельдорф, Кельн, Дортмунд (ФРГ)
Итоговое положение команд: 1. Канада - 16 очков. 2. СССР - 14 очков. 3. Чехословакия - 11. 4. США - 10. 5. Швеция - 9. 6. ФРГ - 4. 7. Польша - 4. 8. Швейцария - 2. 9. Финляндия - 2.

 

Из первых уст

Аркадий ЧЕРНЫШЕВ: Ребята потом шутили, что поторопились с золотыми медалями

- Столько лет прошло, но победа в Стокгольме и по сей день выглядит фантастикой. Подумать только: дебютант финиширует чемпионом мира.
- Позже я пожалел, что мы, впервые выступая на чемпионате мира, сразу завоевали золотые медали. Почему пожалел? На следующий год сборная СССР заняла второе место и стала чемпионом Европы, однако это расценили как провал! Ребята шутили, дескать, поторопились в чемпионы, - сказал главный тренер сборной СССР Аркадий Чернышев в интервью газете «Неделя» в 1979 году.
- Но серьезно, какое место вы собирались занять в Стокгольме?
- Во всяком случае, мы не рассчитывали на первое. Наш хоккей был слишком молод. Были рады, что наконец попали на чемпионат.
- Как вы настраивали команду на решающий матч?
- Я говорил, что канадцы авантюрны. Соперник уже отдал шайбу, а канадец все равно врезается в него. Зачем? Лишь бы ударить. Надо быть к этому готовым. Канадцы вбрасывают шайбу в зону, и все катятся туда. Соперник откатывается назад. Вот они и забивают. Мы не должны играть, как им удобнее. Когда канадцы посылают шайбу в нашу зону, задача защитников первыми успеть к шайбе. Крайние нападающие просто лишены права приходить в свою зону. Пусть там находятся два защитника и центральный нападающий. Будем так играть, используя контратаки.
- Начало сразу оказалось за советской сборной.
- Прихожу в раздевалку в первом перерыве. Все ребята возбуждены. Еще бы выигрывать в дебютной встрече у канадцев после 20 минут 4:0! Я сказал: так держать. Противник может затеять драку - терпите, не отвечайте, а то матч посчитают недействительным и назначат переигровку. Соперник уступает, ринется вперед - знаете, что делать в этом случае.
- Справились с задачей?
- Уже тогда мы играли в три пятерки, предложили высочайший темп противнику. Выдержать его было очень тяжело. Все турниры высокого ранга были трудные. Но самый памятный - этот.
- Многие считали, что победы не случилось бы без Боброва.
- Да, по тем временам его игра была выдающаяся. Если бы он рос вместе с нынешним поколением лучших хоккеистов, то талант позволил бы ему сверкать и сейчас. Но игру сборной 1954 года нельзя механически переносить в наше время. Сейчас бы она выглядела не ахти как.
- А что тогда говорили о нашей сборной хоккеисты-профессионалы?
- Морису Ришару я в Канаде задал вопрос: «Допустим, вы стали тренером сборной СССР, чем бы занимались с этой командой?». «Я бы включил ее в розыгрыш Кубка Стэнли», - ответил Ришар. «И какое бы место она заняла»? «Третье-четвертое». Очень лестная оценка большого мастера для нас того времени.

 

Анатолий ТАРАСОВ: Шведы говорили, что мы играем, как их команды 25-30 лет назад

«Все газеты предсказывали поражение советским спортсменам в решающей встрече. Руководитель канадской команды заявил, что она разобьет русских на хоккейном поле. За день до матча в одной из газет появилась карикатура, где за партой сидел Бобров, а над ним стоял канадский хоккеист раз в пять-шесть больше его ростом и учил Всеволода (иначе говоря - всех советских хоккеистов) азбуке хоккейной игры, - писал Анатолий Тарасов в журнале «Физкультура и Спорт» в 1954 году. - Конечно, все это не проходило бесследно для нашей команды и порой взвинчивало нервы, особенно молодым игрокам. Важно было, чтобы команда перед решающей встречей не потеряла присутствие духа, волевой собранности и выполнила план, который созревал в ходе турнира и был составлен на основе тщательных наблюдений за нашим грозным противником. Сборная играла совершенно иначе, чем все остальные команды на турнире в Стокгольме. Некоторые местные тренеры утверждали, что советские хоккеисты якобы играли так, как шведы 25-30 лет назад. Они недоумевали, почему наши игроки не поддерживаются апробированной, так называемой, канадской техники и тактики…»
Материал подготовил
Игорь ГУРФИНКЕЛЬ.

Хоккей ЧМ-1954
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в четверг,

2 мая