Год простоя уже стоил сборной России потери ЧМ-2026 и оставил лишь мизерные шансы российским клубам на возвращение на международную арену и попадание на КЧМ-2025

В четверг, 26 октября, в Доме футбола состоялось очередное заседание исполкома Российского футбольного союза. На нём были обсуждены четыре вопроса, два из которых названы стратегическими: «1. Об утверждении программы развития пляжного футбола. 2. Об утверждении программы развития любительского футбола 11х11 (III и IV дивизионы)».
При всем уважении к пляжному и любительскому футболу, сейчас миллионы любителей футбола в нашей стране стратегически волнует не это, а когда наша сборная и клубы будут играть в официальных международных турнирах.
Последний раз на Исполкоме РФС обсуждалась действительно стратегическая повестка в декабре прошлого года. Тогда поначалу почти было принято решение о переходе из УЕФА в АФК, а затем, буквально через неделю, всё было переиграно - видимо, не хватило воли совершить намеченный революционный поворот. И дело надолго застопорилось: начались долгие полуанонимные переговоры с УЕФА (полуаномнимные, потому что со стороны УЕФА так и не был назван ни один чиновник, участвующий в процессе). Как мы и прогнозировали еще в январе, дальше корректных слов и формальных действий в Европе дело не пойдет. Прошел почти год - и мы убедились в этом на практике.
Единственный шаг, который с натяжкой можно было бы трактовать, как начало возвращения на футбольное поле - допуск юношеских команд. Однако после бойкота десятка наиболее русофобских федераций УЕФА быстро отступил, объяснив всё технической невозможностью.
Поразительно, но и этот шаг некоторые чиновники из РФС умудряются толковать в позитивном ключе: мол, решение не отменено, а просто застопорено по техническим причинам. Скажите, а на деле, какая разница, как для наших юных футболистов, так и остающихся вне игры, так и для миллионов болельщиков?

 

По следам исполкома РФС. Из первых уст

Александр ДЮКОВ: Переход в Азию, возможно, будет рассмотрен на следующем исполкоме

Понимаю, очень важны официальные международные матчи - это важная, но не самая большая часть российского футбола. А что в футболе важнее игры - переговоры?
После заседания исполкома на вопросы журналистов по традиции ответил президент Российского футбольного союза Александр Дюков. Поразительно, но о стратегических вопросах - пляжном и любительском футболе - вопросов не задавалось. В основном речь шла о переговорах с УЕФА, перспективах трансфера в Азию и дальнейшей судьбе сборной России. Впрочем, обо всем по порядку…

Возможность перехода в АФК сохраняется

- Обсуждался ли сегодня переход в Азию?
- Сегодня этот вопрос не рассматривался. Я проинформировал коллег о текущем статусе наших взаимоотношений с УЕФА. Все знают, что 26 сентября исполкомом УЕФА было принято решение о снятии запрета для российских мужских и женских юношеских команд на участие в европейских турнирах. На следующем заседании должна была быть рассмотрена техническая возможность реализации этого решения в текущем сезоне. К сожалению, такого решения в УЕФА не нашли - жеребьевки чемпионата Европы до 17 лет были проведены, группы уже были сформированы. Мы можем надеяться на то, что наши команды смогут участвовать в жеребьевке следующего турнира. При этом на данный момент никто не может гарантировать, что это обязательно произойдет.
Что касается возможности перехода в Азиатскую конфедерацию - она по-прежнему существует. В ближайшее время будут проведены консультации, после чего вопрос, возможно, будет рассмотрен на следующем исполкоме.

Занзибар или Сейшелы?

- Известны ли соперники сборной России в товарищеских матчах на ноябрьском сборе? На днях в СМИ называли в качестве соперников команды Танзании, Занзибара, Сейшельских островов.
- Мы хотели бы провести матчи в рамках ноябрьского сбора национальной сборной и ведем переговоры с федерациями футбола ряда стран. С учетом того, что в Азии стартовали отборочные матчи, количество команд, с которыми мы можем сыграть, значительно сократилось. Однако мы ведем переговоры и постараемся сыграть в России.
- Прорабатываются ли какие-то варианты для игры сборной на 2024 год, подобные июньскому Кубку Центральной Азии (от которого РФС по труднопонятным причинам отказался)?
- Да, конечно, мы приступили к планированию и составлению календарного плана игр наших сборных команд в 2024 году.
- Рассматривается ли вариант проведения турнира стран БРИКС?
- Да, мы будем работать и над этим.

Переговоры с УЕФА: в целом мы не можем быть удовлетворены результатами

- Не сложилось ли у вас впечатления, что коллег из УЕФА и АФК устраивает то положение, в котором находятся наши сборные в данный момент?
- УЕФА предпринимает попытки допустить к соревнованиям пока юношеские команды. Это делается искренне, тут нет имитации. При всем желании УЕФА решить этот вопрос, есть политика, она оказывает влияние на ситуацию. Если наше возвращение состоится, оно будет поэтапным.
В целом мы не можем быть удовлетворены теми результатами, которые есть по этому направлению в этом году. Но в актив на данный момент можно занести то, что рабочие взаимоотношения не стали хуже. Сборные играют товарищеские матчи, продолжается сотрудничество по обучению наших специалистов и по программам развития УЕФА. Сергей Карасев принял участие в судейских сборах УЕФА, Вера Опейкина судила матч женской Лиги наций.
Также важна поддержка со стороны других федераций игровых видов спорта. Позитивный прецедент с нашими юношескими сборными могут использовать как российские федерации, так и международные. И только так, шаг за шагом, мы сможем решить вопрос по возвращению наших команд к участию в официальных международных турнирах.
- Можно ли говорить о том, что рабочая группа с УЕФА закончит свою работу к концу года?
- Рабочая группа работает бессрочно и может как продолжить свое существование, так и прекратить. На данный момент многое кажется невозможным, но ситуация может меняться.
- Как вы отреагировали на бойкоты от других федераций, которые появились после решения исполкома УЕФА?
- Бойкоты неприятны, но они были ожидаемы.

Опасный прецедент

- Как бы вы одним словом охарактеризовали положение в котором находится наш футбол сейчас?
- Одним словом не смогу. Прекрасно понимаю, что для всех очень важны официальные международные матчи - как для клубов, так и для сборных. Мы отдаем себе отчет в том, что это важная, но не самая большая часть российского футбола. Наш футбол - это массовый детский футбол, формирование спортивного резерва, женский футбол, проекты социальной ответственности, профессиональный футбол - по всем этим направлениям у нас есть значительный прогресс. По каждому направлению мы системно работаем и реализуем много проектов, которые помогают развивать футбол в нашей стране.
Что касается Азии, то надо понимать, что тут тоже не такая простая ситуация. В этом контексте вы, наверное, помните прецедент с Азиатскими играми. В начале года российским спортсменам было предложено там участвовать, но МОК не согласовал это. Это тоже надо иметь в виду, когда мы обсуждаем решение о переходе.

***
Необходимо пояснение по поводу неприятного прецедента с Азиатскими играми. Вопрос с этими соревнованиями находится в компетенции МОК, который давно занял явную русофобскую позицию. На тех условиях, которые сформулировал Томас Бах, дело идет к отказу России от поездки в Париж. Либо к участию российских спортсменов в Олимпиаде-2024на унизительных условиях и без шансов на спортивный успех.
Вопрос же допуска России в клубные турниры, чемпионаты континента и мира, МОК официально делегировал федерациям по видам спорта, многие из которых уже приняли разновекторные решения. Где-то российские спортсмены допущены практически без ограничений, но в большинстве случаев на условиях явной дискриминации, а кое-где и полного запрета. К примеру, в федерациях зимних видах спорта, где бал полностью правят западные чиновники, Россия, несмотря на ведущую роль наших спортсменов, полностью отстранена от официальных международных стартов.
А вот в ФИФА, как, к примеру, в борьбе или боксе, ситуация иная. И вполне можно было договориться о допуске российских команд на тех или иных условиях.

 

Максим МИТРОФАНОВ: В исполкоме РФС есть те, кто считает, что переходить в Азию нужно

Если участие в чемпионатах мира зависит от ФИФА, так почему мы ведем переговоры только с УЕФА?

Генеральный секретарь РФС Максим Митрофанов сразу после заседания исполкома дал большое интервью «РБ Спорт», в котором ответил на многие вопросы, касающиеся переговоров с УЕФА, взаимоотношений с ФИФА и перехода в АФК. Мы сделали выборку именно по этим темам, дальше просто цитируем. И в конце - комментируем.

Новый дедлайн перехода - опять 1 января

- Означают ли ваши слова (о том, что УЕФА - это лучший вариант для российского футбола, на примере своего ребенка, которому родители выбирают лучшее), что в Азию РФС точно не пойдет?
- Нет. Я сказал о том, что в настоящий момент наш приоритет - восстановить свой статус полноправного участника в системе УЕФА. Это наша цель номер один. Это не означает, что мы отказываемся от перехода в Азию. Очередной срок для принятия решения - 1 января - приближается. Есть те, кто считает, что переходить в Азию нужно.
- Вы имеете в виду Дениса Соловьева (вице-президент РФС, заместитель председателя правления компании «НОВАТЭК», президент Федерации футбола Московской области)? Поддержу его мнение.
- Не только. Таких членов исполкома (РФС) несколько. Но решение, которое было принято в конце прошлого года, было принято единогласно.

Во всем виновата ФИФА?

- Ваша позиция?
- Считаю, что нам важнее сохранить членство в УЕФА, нежели неподготовленно перейти в Азию. Неподготовленно - исходя из позиции ФИФА.
- Из слов Александра Дюкова возникает ощущение, что во взаимоотношениях с УЕФА мы генерируем искусственный позитив. Но в то же время за 2 года мы пропустили ЧМ, пропустим Евро и, вероятно, еще один чемпионат мира. Зачем, на ваш взгляд, такие «позитивные» отношения?
- Эти отношения приводят к шагам, которые проявляются и в решениях УЕФА, и в решениях ФИФА, в том числе о постепенном допуске наших команд к турнирам. Они начинают об этом думать, это важно. Напомню, что сама по себе смена конфедерации вопросов не решает. Если мы перейдем в Африку или Азию, это не означает, что там мы сможем принимать участие в соревнованиях, у нас есть запрет со стороны ФИФА.
- Вопрос смены конфедерации разрешительный со стороны ФИФА или просто уведомительный с нашей стороны?
- По отношению к ФИФА - уведомительный. Мы можем поменять конфедерацию. Но доступ к международным соревнованиям получаем, только если есть разрешение от ФИФА. Мы можем быть включены в АФК, но останемся в том же статусе, что и сейчас.

УЕФА специально разрешил невыполнимое?

- Но почему, следуя этой логике, вы уверены, что добиться от УЕФА разрешения играть в турнирах УЕФА будет проще, чем добиться от ФИФА разрешения играть в турнирах в АФК?
- Потому что УЕФА в ходе переговоров, которые идут год, - как администрация, так и исполком - совершают определенные шаги навстречу РФС. Мы видим это искреннее желание стабилизировать ситуацию. УЕФА за то, чтобы РФС остался, их текущая ситуация тоже не устраивает.
- Не считаете, что разрешение играть российским юношам, которое дал УЕФА, просто невозможно исполнить. Тут есть цинизм и нет искренности.
- Считаю, что решение исполнить возможно. Но я могу представить, с каким объемом проблем сталкиваются коллеги. Тем не менее, считаю, что это решение возможно исполнить. УЕФА рассчитывает допустить нас со следующего года.
- Вы говорите об искренности УЕФА в помощи нам. Но действия, напротив, показывают цинизм - лишь бы РФС не ушел.
- Они действительно не хотят, чтобы мы уходили в АФК. Проблемы, связанные с допуском или недопуском России, позицией других федераций, им совершенно не нужны. Если бы не было желания сохранить Россию, отпустили бы на все четыре стороны.

Во всем виновата ФИФА – 2

- Но по факту мы пропускаем один Евро и два чемпионата мира.
- На чемпионат мира допускает ФИФА, это не вопрос УЕФА.
- То есть - есть бумага от ФИФА, которая запрещает нам участвовать в официальных соревнованиях.
- Да, во всем мире. Это бумага действует во всем мире. И в случае выхода из УЕФА она не отменяется автоматически.
- Вариант, при котором после переговоров в Азии мы бы заручились поддержкой более 20 членов - это бы позволило снять бан?
- К сожалению, это не означает, что ФИФА изменит свою позицию. Шаг по смене конфедерации без понимания того, что будет дальше, - это шаг волюнтаристский. Это прыгнуть в омут с головой и думать, попадешь на камень или нет, глубоко или мелко. Нужно убедиться в том, что ФИФА будет за отмену соответствующих ограничений.
- Но у нас было два года, чтобы в этом убедиться.
- До настоящего момента ФИФА не была готова двигаться в части отмены своего запрета.

***
На наш взгляд, немного лукавит Максим Львович, когда создает образ черствой и неуступчивой ФИФА и доброго УЕФА. Простая логика говорит, что позиция ФИФА, в которой большинство составляют дружественные России страны, не может быть жестче, чем позиция УЕФА, где подавляющее число составляют недружественные государства и даже оголтелые противники России (в их число можно включить все страны, объявившие бойкот нашим юношам). Да и лично Джанни Инфантино никогда русофобией не страдал.
Просто ФИФА не может быть телегой, идущей впереди лошади. Едва УЕФА допустил российские юношеские команды, как тут же последовал аналогичный шаг со стороны ФИФА. Если Россия перейдет в АФК, где также недружественные к нам страны в меньшинстве, то, не думается, что ФИФА будет отменять допуск российских команд в азиатские клубные турниры, Кубок Азии и даже в азиатскую квалификацию чемпионата мира. Просто предложения должны идти от конфедерации в ФИФА, а не наоборот. Если помните, даже «бан» в отношении российских команд был принят совместным решением Бюро Совета ФИФА и Исполнительным комитетом УЕФА.
И еще вот что странно. О практически безнадежных переговорах с УЕФА мы слышим на протяжении года, а вот о конкретных официальных контактах с АФК и ФИФА ничего не сообщается. Это вызывает, по меньшей мере, недоумение.
Нет причин сваливать всю вину на генерального секретаря РФС (хотя его симпатии к УЕФА явно мешают ему быть объективным). Ситуация, в которую попал РФС действительно сложнейшая. И для поиска выхода требуются незаурядные ходы. А не формальное обозначение переговорной активности.
Ведь уже почти два года прошло без участия российских команд в официальных турнирах, еще столько же - и мы пролетим мимо и чемпионата континента (не только в Европе, но и в Азии), а самое страшное мимо ЧМ-2030. Ведь уже через три года будет определен формат квалификации мундиаля. После чего надо будет договариваться, чтобы вскакивать на ходу, что нелегко даже юношам, даже при получении «добро» от конфедерации.
Закончить этот материал мы хотим вопросом, ответ Митрофанова на который внушает нам некоторый оптимизм и веру, что всё делается вовсе не для того, чтобы замаскировать нежелание перехода из УЕФА.
- Правда ли, что существует некий большой проект инициативной группы о вхождении России в АФК, при этом наша страна войдет туда нерядовым членом.
- Не существует нерядовых членов. Но если говорить о тех сценариях, которые мы готовили, то сценарий вхождения РФС в Азиатскую конфедерацию должен быть очередным шагом в развитии и самой АФК. Соответственно, нужны определенные передовые технологии, которые используются при организации турниров в Европе. Их надо использовать и в Азии, делать их соревнования гораздо более интересными, привлекательными и зрелищными, чем есть сейчас.

Футбол РФС
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в четверг,

2 мая