ХРОНОГРАФ-2025
Об Олимпиаде-1980 написано, казалось бы, все. Корреспонденту «Спорт уик-энда» посчастливилось побывать в столице Олимпиады-80 и своими глазами увидеть не только многие соревнования, но и город, который тогда поразил. Вычищенные до блеска улицы с отсутствием традиционной для Москвы толпы, обилие продуктов в магазинах, включая финский сервелат и диковинную для советского человека «Фанту», богатейшая афиша спектаклей и концертов, на которые можно было попасть вечером после посещения дневной спортивной программы.
Незваные гости добирались до олимпийской столицы
Москву перекрыли для въезда граждан из других городов за десять дней до старта Олимпиады. Правда, те, кто очень хотел попасть в столицу, находили лазейки. Один из питерских журналистов, работавший в ту пору инженером, просто купил билет до какой-то захолустной станции в Тамбовской области и доказал встретившему его на перроне Ленинградского вокзала наряду милиции, что другого маршрута нет. Проследить за дальнейшими передвижениями болельщика-энтузиаста бдительные стражи порядка не удосужились, и он остался в Москве.
Сегодня много пишут о том, что похороны Владимира Высоцкого, которые состоялись в разгар олимпийских соревнований, привлекли больше внимания, чем рекорды в Лужниках и бассейне «Олимпийского», бои с участием Теофило Стивенсона или финалы в игровых видах спорта. Возьму на себя смелость утверждать, что это не так. Ажиотаж вокруг олимпийских соревнований был огромный.
Многие советские легкоатлеты говорили даже спустя много лет, что нигде и никогда не видели аншлагов на утренних предварительных соревнованиях. У парка «Сокольники» была даже своеобразная биржа, где можно было поменять билеты на волейбол на такие же на гимнастику. Наиболее отчаянные даже покупали билеты с рук с переплатой.
Лос-Анджелес проиграл выборы
Право на проведение Олимпиады-80 Москва получила на сессии МОК в Вене в октябре 1974 года. Единственным конкурентом был Лос-Анджелес, но при голосовании преимущество советской столицы было безоговорочным - 39 против 20. Середина 70-х стала временем разрядки напряженности, и во всем мире был высок интерес к СССР. Постарался и председатель Госкомспорта СССР Сергей Павлов, наладивший дружеские контакты со многими членами МОК. Главными лоббистами были барон Эдуард фон Фальц-Фейн из Лихтенштейна и, что трудно сегодня представить, президент НОК ФРГ Вилли Дауме.
«Советские руководители вздохнули с облегчением, когда Москва проиграла Монреалю спор за право принять Олимпиаду-1976, - вспоминал в беседе с корреспондентом «Спорт уик-энда» почетный президент ОКР Виталий Смирнов, отвечавший в оргкомитете «Москва-80» за международные контакты. - Мы просто не успевали подготовить к 1976 году необходимую инфраструктуру. Гостиничный фонд Москвы был меньше, чем до революции. Номерной фонд был рассчитан на 30 тысяч человек, а нужно было быть готовыми к приему почти ста тысяч! Первый секретарь московского горкома КПСС Виктор Гришин, который фактически решал все вопросы жизни столицы, просто недоумевал, как можно провести столь масштабное мероприятие».
Для подготовки к Олимпиаде был создан оргкомитет «Москва-80», который возглавил руководитель Госстроя СССР Игнатий Новиков. Многие вопросы он решал после одной волшебной фразы: «А вы знаете, что мы сидели за одной партой с Леонидом Ильичом Брежневым?» В Москве в кратчайшие сроки были построены первоклассные спортивные сооружения, а также гостиницы и аэропорт «Шереметьево-2». После Олимпиады-80 в СССР появилось современное телевидение, а олимпийский пресс-центр до сих пор верой и правдой служит журналистам РИА Новости.
Согласно официальному отчету, представленному в МОК, общие расходы на Олимпиаду-80 составили 1,35 млрд долларов, а доходы - 231 млн. Чтобы облегчить нагрузку на бюджет, оргкомитет организовал олимпийские лотереи, которые покрыли четверть стоимости проведения соревнований. Только все равно на долгие годы после Олимпиады в СССР было свернуто все спортивное строительство.
Не только Москва
Олимпийский факел горел также в Ленинграде, Киеве и Минске, где проходили матчи футбольного турнира Олимпиады. А еще в Таллине, ставшем местом проведения парусной регаты. В столице советской Эстонии были построены современный парусный центр и две суперсовременные по тем временам гостиницы.
Интересно, что первоначально проведение парусной регаты планировалось в Ленинграде. Представители Международной федерации парусного спорта даже приезжали в наш город, но приняли их весьма прохладно. Первый секретарь обкома партии Григорий Романов считал, что городу трех революций Олимпиада не нужна. Если бы у него была такая возможность, он бы и от футбольного турнира отказался.
А вот в Таллине боссов из международной федерации встретили, как самых дорогих гостей. После такого приема они и слышать не хотели о ленинградском варианте. Две построенные к Олимпиаде гостиницы до сих пор считаются одними из лучших в столице независимой Эстонии.
Олимпиада под угрозой
В декабре 1979 года по решению ЦК КПСС советские войска вошли в Афганистан. Уже в январе президент США Джимми Картер выступил с призывом объявить бойкот московской Олимпиаде, если в течение месяца войска не будут выведены. Обсуждался и вопрос о переносе соревнований в другую страну и даже отмене Олимпиады.
В феврале стартовали зимние Олимпийские игры в американском Лейк-Плэсиде. На предшествующую им сессию МОК приехал госсекретарь США Сайрус Вэнс. Обычно представители страны, принимающей Олимпиаду, говорят об олимпийских ценностях, а Вэнс сразу же заговорил о советской агрессии и необходимости бойкота. Члены МОК дали такой отпор, которого никто из представителей американской делегации не ожидал. Выступили около 70 человек, и все говорили о том, что Москва завоевала право на проведение Олимпиады-80 и проведет ее в назначенные сроки.
Однако давление США всё же принесло результаты. Свыше 60 стран бойкотировали московскую Олимпиаду. Не только западные союзники, но даже Китай, с которым тогда у СССР не было тесных отношений, и Иран, который последовал рекомендациям исламской конференции. Делегации 15 стран прошли на церемонии открытия под олимпийским флагом, а в честь побед атлетов из этих государств звучал олимпийский гимн. Спортсмены из Испании, Португалии и Новой Зеландии выступали в Москве под флагами своих НОК.
Особенно сложно было сформировать состав участников турниров по командным видам спорта. В футболе из 16 сборных сразу семь заменили победителей отборочных турниров. Особенно пострадал хоккей на траве. У мужчин бойкотировали Олимпиаду-80 Аргентина, Кения, Пакистан, Малайзия и ФРГ, а Австралия, Великобритания и Новая Зеландия, участвовавшие в других дисциплинах, именно хоккеистов прислать отказались. У женщин вообще из шести завоевавших право участия в олимпийском турнире сборных отказались пять. Вот и удалось советским сборным по хоккею на траве, никогда не числившиеся в фаворитах, завоевать уникальную бронзовую медаль на домашней Олимпиаде.
В баскетболе вместо сборных США, Пуэрто-Рико, Канады и Аргентины на паркет «Олимпийского» вышли команды Бразилии, Кубы, Польши и Швеции.
Пожалуй, меньше сказался бойкот на уровне турниров по волейболу и водному поло. Женская команда Болгарии, которая после отказа американок, китаянок и японок получила путевку в Москву вместе со сборными Бразилии и Венгрии, даже стала серебряным призером. В бассейне Лужников, где соревновались ватерполисты, не досчитались сборных США и ФРГ. Их заменили не столь авторитетные команды Болгарии и Швеции. Только никто не умаляет заслуг сборной СССР, которая завоевала золото в остром соперничестве с главными фаворитами тех лет - командами Югославии, Венгрии и Италии.
Сальников вошел в историю
В бассейне «Олимпийского» ленинградец Владимир Сальников стал первым в истории пловцом, преодолевшим 15-минутный барьер на дистанции 1500 м вольным стилем. Никто даже не заметил отсутствия американцев. В Москве ленинградский пловец завоевал еще две золотые медали, в эстафете «4х200 м» и на дистанции 400 м вольным стилем, где установил новый олимпийский рекорд. До своего же мирового не дотянул 0,11 секунды. В мужской смешанной эстафете «4х100 м» каждая из восьми команд, участвовавших в финале, побила национальный рекорд своей страны.
В женских соревнованиях по плаванию доминировали спортсменки из ГДР. Они выиграли заплывы в 9 из 11 индивидуальных дисциплин, а также в обеих эстафетах. В Москве были обновлены шесть мировых рекордов в женском плавании. И допинг-контроль не выявил нарушений, хотя в конце 80-х после объединения Германии на Западе вовсю говорили о государственной программе поддержки допинга.
Лужники салютовали рекордам
Конечно, без американцев легкоатлетический турнир Олимпиады-80 много потерял, но даже при этом в Лужниках было установлено 6 мировых рекордов. У мужчин обновили мировые достижения Герд Вессинг из ГДР в прыжках в высоту, поляк Владислав Казакевич в прыжках с шестом и советский метатель молота Юрий Седых. У женщин мировые рекорды установили Надежда Олизаренко в беге на 800 м, Надежда Ткаченко в пятиборье и сборная ГДР в эстафете «4х100 м».
В Лужниках пали и 11 олимпийских рекордов. Двукратная олимпийская чемпионка Монреаля Татьяна Казанкина установила его на дистанции 1500 м. Своими глазами довелось увидеть, как в прыжках в высоту обновила олимпийский рекорд итальянка Сара Симеоне. Даже с трибуны было видно, как хотела она пробежать круг почета с итальянским флагом, но из-за позиции своей страны пришлось довольствоваться олимпийским.
Под олимпийским флагом завоевал золото в беге на 1500 м, а также серебро на 800-метровке нынешний глава World Athletics Себастьян Коэ. Тот самый, что сейчас грозится не допустить российских и белорусских атлетов к олимпийским стартам даже в нейтральном статусе. Как-то очень быстро нынешние спортивные функционеры забывают о том, сколько горечи испытали они, будучи действующими спортсменами, по вине политиков.
Олимпиада-80 завершилась, наверное, самой трогательной в истории церемонией. Улетевший в московское небо Мишка вызвал слезы у тех, кто наблюдал за этим с трибуны стадиона и даже у экрана телевизора. В песне, которой сопровождался полет, была строчка: «Будем сказку беречь». Для тех, кому посчастливилось побывать в олимпийской Москве, она актуальна и сегодня.
Борис ХОДОРОВСКИЙ.