ХОККЕЙ. Легендарные имена
11 июля исполнилось 70 лет Сергею Бабинову - одному из лучших советских защитников 70-80-х, которого опасались канадские профессионалы. Играл он очень жестко, в том стиле, который любят болельщики и специалисты за океаном.
«Мужества - на полкоманды»
«Мужества в Бабинове - на полкоманды, - вспоминал его партнер по сборной и ЦСКА Борис Михайлов. - Он хорошо катался, был силен в отборе, обыграть его «один в один» редко кому удавалось. Сергей готов был умереть на площадке, только бы не уступить. Без страха и сомнения ложился под шайбу. Конечно, ему доставалось. Отсюда и травмы, которые порой не давали ему играть в полную силу».
Да, за бесстрашие часто приходила расплата - частые повреждения в неподходящий момент. Именно они серьезно изменили судьбу хоккеиста - он имел прекрасные шансы стать трехкратным олимпийским чемпионом. Ну или, по крайней мере, поучаствовать в трех Олимпиадах.
Первое золото на главном соревновании четырехлетия ему досталось очень рано. В Инсбруке, в 1976-м, Сергею было только 21, и он вошел в историю как самый молодой на тот момент олимпийский чемпион среди советских защитников. Никто не сомневался, что впереди его ждут еще Олимпиады. Но не сложилось. Причем каждый раз в последний момент.
К Играм-1980 в Лейк-Плэсиде Сергей уже считался твердым игроком основы в сборной и ЦСКА, без которого было трудно представить национальную команду. За последнее четырехлетие пропустил только один чемпионат мира - в 1978-м, опять из-за травмы.
В состав «Красной машины» перед Олимпиадой в США он проходил безоговорочно. Отправился за океан, участвовал во всех контрольных матчах, в том числе в паре с Вячеславом Фетисовым и в пирровой победе над американцами 10:3.
Многие считают, что такой легкий разгром расслабил наших хоккеистов и они потом не смогли собраться на «настоящую» игру с янки, и все вылилось в «чудо на льду».
Вполне, возможно, что с Бабиновым в составе (он, кстати, первым в советском хоккее стал применять силовые приемы на тренировках), исход встречи сложился бы и по-другому. Но как раз в той контрольной встрече со «звездно-полосатыми» уроженец Челябинска получил микроповреждение. Не самое серьезное, ему хватило было несколько дней отдыха на восстановление. Но Виктор Тихонов в очередной раз проявил принципиальность, которая часто шла в ущерб делу. Раз полностью не готов - езжай домой и лечись, пока не станешь полностью здоровым.
Оставил после себя только баул
По удивительному совпадению, история почти полностью повторилась через четыре года. Сергей тогда тоже участвовал в последнем контрольном матче с Финляндией - перед олимпийском турниром в Сараево.
Выходил в паре с Иреком Гимаевым, но Тихонов опять его отцепил. Тут уже вопросы только главному тренеру, почему хоккеист, который принимал участие в трех предыдущих для нашей команды победных чемпионатах мира, вдруг оказался ненужным.
Больше в сборную «великий диктатор» его не привлекал, при том что в возглавляемым им ЦСКА защитник оставался востребован еще два года.
Впрочем, судьба Бабинова вообще оказалась богата на трагические коллизии. Уралец обратил на себя внимание советского тренерского бомонда еще на молодежных чемпионатах мира 1973 и 1974 годов, где, будучи младше партнеров, стал лидером команд. Как и в родном «Тракторе».
Естественно, за перспективного паренька развернулась серьезная борьба среди московских грандов - выиграли ее «Крылья Советов», которые тогда возглавлял наставник сборной СССР Борис Кулагин.
Но и в родном городе со своим талантливым воспитанником расставаться категорически не желали. Тем более что у «трактористов» имелся авторитетный покровитель - уроженец Челябинской области Евгений Тяжельников - член ЦК КПСС, возглавлявший всесоюзный комсомол, а потом профсоюзы.
Из цепких лап Сергею вырваться законным путем было сложно, и он решился на побег. Только не в Америку, как когда-то Могильный или Федоров, а в Москву.
Точнее, не вернулся в конце августа 1975-го из поездки в Первопрестольную, оставив после себя только баул.
Скандал вышел громким, на страницах «Комсомольской правды» появилась статья, пригвоздившая «летуна», который оставил родные пенаты ради огней большого города. В итоге, идя на встречу пожеланиям общественности, 20-летнего защитника дисквалифицировали.
Все могло закончиться для восходящей звезды советского хоккея и более трагично, но у Кулагина тоже имелись высокие кремлевские заступники.
Удаление в Инсбруке, которое превратилось в кошмар
Тренер находился в хороших отношениях с самим Константином Черненко, тогда секретарем ЦК КПСС (а потом и генсеком страны). И ему удалось отстоять Бабинова в интересах сборной, которой предстояло защищать олимпийский титул в Инсбруке.
«В молодости каждому из нас свойственно совершать необдуманные поступки. Но вы поймите 20-летнего парня из большой деревни, которому великий тренер Кулагин обещает: «Перейдешь в «Крылья Советов» - будешь выступать в сборной Советского Союза». Вы бы отказались? То-то и оно. Это была возможность для роста», - объяснил свой поступок Бабинов.
К слову, Кулагин не обманул. Всего через полгода после перехода в «Крылья» Сергей завоевал олимпийское золото Инсбрука.
Впрочем, возможно, в решающем матче Кулагин и подумал, что судьба ему мстит за «украденного» уральца. В матче с чехословаками, где решалась судьба золота, Бабинов мог попасть в число антигероев. Именно он вместе со Жлуктовым одновременно удалились при счете 0:2, оставив команду в двойном меньшинстве. Забей тогда «чехи» третий гол, победу бы они уже не упустили. Кто знает, что тогда бы ждало дома главных виновников поражения?
Но Шадрин с Ляпкиным и Цыганковым тогда сдюжили против превосходящих сил противника. Сам Бабинов вспоминал, что те две минуты на скамейке штрафников провел как в кошмарном сне: «Подобное в большом хоккее случается крайне редко. Сижу, «отдыхаю», а сам думаю, как же я в глаза ребятам буду после этого штрафа смотреть? Подвел сборную в самый трудный момент… Но никто нас со Жлуктовым даже не упрекнул, когда мы вернулись на скамейку запасных. Такой вот был в команде микроклимат. Естественно, мы с Витей бросились в бой с утроенной энергией».
Советская сборная вытащила этот матч и стала олимпийским чемпионом. Ну а «чехи» с тех пор стали для Бабинова главными раздражителями на льду.
«Наши команды были этакими «заклятыми друзьями». Вроде из одного социалистического лагеря, но отношения непримиримые. Да и подленькие они. А с канадцами было играть попроще. Мы знали, чего от них можно ждать - жесткой силовой борьбы. Во всяком случае, я канадцев и американцев не боялся, охотно «размазывал» их по бортам», - утверждал Бабинов.
Родись он лет на 10-15 позже, наверняка сделал бы себе карьеру в НХЛ, а в Союзе пришлось повесить коньки на гвоздь уже в 31 год - из-за нескольких подряд сотрясений мозга. Последние девять лет он провел в ЦСКА.
Игорь ГУРФИНКЕЛЬ.