В 1988 году вышла книга легендарного тренера Александра Гомельского «Центровые». «Как и любой невысокий человек, я всегда испытывал пиетет перед «большими», - написал в предисловии автор. Одна из глав посвящена семикратному чемпиону СССР в составе ЦСКА, чемпиону мира, трехкратному чемпиону Европы, бронзовому призеру Олимпиады-1968 Владимиру Андрееву.
Интересно, что становиться баскетболистом Владимир совершенно не собирался. Он занимался футболом, но уже в 10 лет вымахал за 180 см. Естественно, баскетбольные тренеры в Астрахани, где прошло детство Андреева, не могли не обратить внимания на будущего центрового. На тренировки в ДЮСШ-2 Владимир стал ездить автобусом за счет тренера Николая Свечникова. Лишних денег в семье Андреевых даже на это не было.
Добившись первых успехов в составе юношеских команд, Владимир твердил, что не хочет заниматься баскетболом. Не хотел, чтобы подумали: его взяли только из-за роста. Этот юношеский комплекс прошел лишь тогда, когда он попал в окружение таких же гулливеров на баскетбольных соревнованиях. В 1962-м на всероссийских юношеских соревнованиях в Грозном на 17-летнего Андреева обратил внимания самый рослый в истории отечественного баскетбола центровой, Увайс Ахтаев.
На гиганта ростом 2,32 произвел впечатление заброшенный парнем ростом «всего лишь» 2,12 мяч сверху. Тогда еще из НБА в отечественный баскетбол не пришел термин слэм-данк. Ахтаев сразу же предложил астраханскому юниору перейти в местную команду мастеров и посулил зарплату, как у Муслима Магомаева. Родители Владимира не отпустили, заявив: «Пусть сначала школу окончит!»
Получив аттестат, Андреев отправился в Москву поступать в институт. Перед этим он получил тяжелейшую травму - разрыв легких. Даже пережил клиническую смерть. О баскетболе пришлось забыть на целый год. В Москве легендарный тренер женского подмосковного «Спартака» Давид Берлин, увидев рослого парня, порекомендовал его своему приятелю Игорю Попову, возглавлявшему алма-атинский «Буревестник».
Попов уговорил ослабевшего от болезни юношу (при росте 212 см он весил всего 74 кг) переехать в столицу советского Казахстана, о чем Андреев никогда не жалел. Баскетбол и горный воздух позволили навсегда забыть о проблемах с легкими. Три сезона молодой центровой выступал за алма-атинский «Локомотив». В первом же матче высшей лиги против московского «Динамо» в декабре 1963-го бросок Владимира принес победу казахстанским баскетболистам. Сам он сразу же стал популярным в Алма-Ате человеком.
Не обратить внимания на такого «большого» возглавлявший ЦСКА Гомельский, конечно, не мог. В 1966 году он переманил Андреева в Москву. «Конечно, это был еще сырой игрок, - написал Гомельский в своей книге «Центровые». - Подкупали в нем рост, легкость и прыгучесть. За счет умелого выбора позиции и хорошей работы ног он быстро научился ставить соперникам блок-шоты. А вот в нападении поначалу пользы от Андреева было немного. Он побаивался любого соприкосновения с соперником».
Как отметил Гомельский, как только Андреев сформировался как баскетболист (он вырос до 215 см и набрал вес в 110 кг) он изменился и как человек. Из скромного, застенчивого парня превратился в уверенного в себе разговорчивого и самолюбивого молодого человека. Перестал стесняться представительниц прекрасного пола (а в этом Гомельский знал толк), и в 1968-м привез из Алма-Аты жену, бывшую соседку по дому. В семье Андреевых родились два сына, оба пошли ростом в папу, но профессиональными баскетболистами не стали.
В составе ЦСКА Андреев стал двукратным обладателем Кубка европейских чемпионов. Особенно запомнился финал, сыгранный весной 1969 года. Соперником армейцев в двухматчевом противостоянии был мадридский «Реал». После матчей в Мадриде и Москве выявить победителя не удалось, и был назначен дополнительный, третий. Местом его проведения выбрали Барселону. Советские баскетболисты очень опасались, что на подобной нейтральной площадке публика будет болеть за «Реал». Только все было с точностью до наоборот: каталонские фанаты яростно поддерживали ЦСКА.
На последней минуте советская команда, проигрывая 9 очков, перевела игру в овертайм (а ведь тогда трехочковых еще не было!). Первая дополнительная 5-минутка победителя не выявила, а во второй армейцы все-таки дожали соперника - 103:99. Героем встречи стал Андреев, набравший 39 очков. При этом он поражал корзину соперников не только из-под щита, но и бросками со средней и даже дальней дистанций. В 1969-м так никто из «больших» еще не играл. Восхищенный президент «Реала» Сантьяго Бернабеу вручил Андрееву бриллиантовый значок почетного члена Королевского клуба. Со стороны Бернабеу подобного признания удостаивались лишь сильнейшие футболисты и баскетболисты мира.
Во время турне сборной СССР по США местные журналисты присвоили Андрееву прозвище Русский Билл, сравнив его с легендой НБА Биллом Расселом. Невероятно популярный в то время эстрадный певец Том Джонс после одной из игр попросил центрового сборной СССР сфотографироваться с ним. В составе национальной команды центровой ЦСКА трижды становился чемпионом Европы, а в 1967 году поднялся на высшую ступень пьедестала почета чемпионата мира. В 1970-м мог бы повторить успех.
Только, как самокритично признался Гомельский, он перемудрил. Сначала решил приберечь Андреева для решающих матчей и объявил, что тот пропустит игру против сборной Бразилии. Затем неожиданно поменял решение, чтобы «разыграть» центрового. В результате сборная СССР уступила в двух матчах и довольствовалась «бронзой».
Только это было не самое большое разочарование в жизни Андреева. Перед Олимпиадой-1972 он был основным центровым в команде Владимира Кондрашина. В матче чемпионата СССР против ленинградского «Спартака» в Вильнюсе в апреле 1972-го Андреев набрал 36 очков, хотя ему противостоял Александр Белов. Место центрового ЦСКА в составе сборной сомнению не подвергалось, но в тренировочной игре на последнем предолимпийском сборе в Литве Михаил Коркия в жесткой борьбе за мяч буквально сел на Андреева и нанес ему тяжелейшую травму коленного сустава.
Дальше все пошло еще хуже. В московском ЦИТО, где оперировали баскетболиста, в колено занесли инфекцию. К счастью, вовремя нашли сильнодействующий антибиотик и благодаря врачам одолели недуг. Только об Олимпиаде-1972, которая стала для советских баскетболистов победной, пришлось забыть. Кондрашин в спешном порядке вызвал Сергея Коваленко из киевского «Строителя». В составе американской сборной был центровой Том Барлесон ростом 220 см, и важно было иметь такого же «большого».
После этого карьера Андреева пошла на спад. Он уже не мог играть в ту же силу, что до травмы. Провел два сезона в ЦСКА, еще один - в рижском СКА, после чего завершил карьеру. Из армии не ушел, работал преподавателем по физподготовке в Военно-инженерной академии им. В.В. Куйбышева. Как остроумно написал в своей книге Гомельский, был самым высокорослым майором в Советской Армии. В отставку вышел в 1993-м в звании подполковника. Работал учителем физкультуры в художественном лицее и даже на шестом десятке продолжал играть в баскетбол за ветеранов. Дважды становился чемпионом мира в составе сборной России.
Колоритная внешность Андреева привлекала кинематографистов. Он снялся в нашумевшем художественно-документальном фильме Элена Климова «Спорт, спорт, спорт». Герой Андреева был очень похож на его одноклубника по ЦСКА и друга Алжана Жармухамедова. На съемках художественного фильма «Отцы и деды» режиссера Юрия Егорова партнером баскетболиста был Анатолий Папанов, с которым они подружились.
В 2013-м под сводами арены, где проводил матчи ЦСКА, была поднята именная майка Владимира Андреева. Человек, который не хотел заниматься баскетболом, вошел в историю как один из лучших центровых.
В этом месяце Андрееву исполнилось 80 лет.

 

Кто занимался чиадоба, тот уже дзюдоист

75 лет со дня рождения первого советского олимпийского чемпиона по дзюдо

Детство Шоты Чочишвили прошло в селении Гвлеви, где тогда дружно жили грузины и осетины. И в Тбилиси, и во Владикавказе первого советского олимпийского чемпиона по дзюдо считают своим.
Заниматься спортом Шота начал в секции национальной грузинской борьбы чиадоба. Как шутили в ту пору, кто занимался чиадоба, тот уже дзюдоист. Когда Чочишвили переключился на самбо и дзюдо, у него не возникло проблем. В 1972 году студент пединститута в Гори попал в олимпийскую сборную СССР, готовившуюся к выступлению в Мюнхене. Интересно, что к этому времени у Шоты не было каких-то больших достижений. На чемпионате СССР по самбо он занял лишь 5-е место. Тем не менее, тренеры настояли на участии грузинского спортсмена в Олимпиаде-1972.
В первом круге советский дзюдоист уверенно прошел Ду Юнг Чо из КНДР, а во втором сенсационно победил двукратного чемпиона мира японца Фумио Сасахару, считавшегося фаворитом. Техника Чочишвили, который начинал в национальной борьбе чиадоба, была непривычна иностранным соперникам. Правда, в четвертьфинале олимпийского турнира Чочишвили уступил британцу Дэвиду Старбруку. По тогдашним правилам, у него оставался шанс продолжить борьбу за золотую медаль через серию «утешительных» схваток.
Одолев француза Пьера Альбертини и американца Джеймса Уолли, советский дзюдоист вышел в полноценный полуфинал. На этой стадии он одержал победу над Пулем Бартом из ФРГ, а в финале взял уверенный реванш у Старбрука, став олимпийским чемпионом в весовой категории до 93 кг. Первым в истории отечественного дзюдо! На Олимпиаде-1976 в Монреале повторить мюнхенский триумф советскому дзюдоисту не удалось. Он довольствовался «бронзой» в абсолютной весовой категории, победив по ходу турнира знаменитого французского дзюдоиста Жана-Люка Руже.
После завершения карьеры Чочишвили возглавлял Федерацию дзюдо Грузии и был вице-президента Грузинского Олимпийского Комитета. В 1989-м он неожиданно для всех оставил уютные кабинеты и принял участие в японском рестлинг-промоушене. На арене в Токио Чочишвили сразился с основателем этого стиля Антонио Иноки, победив его нокаутом. В награду Шота получил пояс чемпиона по боевым искусствам. Правда, через месяц Иноки взял реванш.
Выступление Чочишвили в Стране восходящего солнца произвело такое впечатление, что в Москве было организовано рестлинг-шоу. В командном турнире Чочишвили и Иноки сразились с участником Олимпиады-1964 в вольной борьбе Масу Сайта и бронзовым призером ЧМ-1979 по греко-римской борьбе Бреда Рейганса. Советско-японский дуэт оказался сильнее американо-японского.
В 2003 году после кардиохирургической операции у Чочишвили был диагностирован рак. Шесть лет он боролся с неизлечимой болезнью, но, увы, победить в этой схватке не смог. В 2015-м первый советский олимпийский чемпион был посмертно введен в Зал Славы Международной федерации дзюдо. На церемонии присутствовал его сын Рамаз, который продолжил семейную традицию и трижды становился бронзовым призером чемпионата Европы по дзюдо.
Дворец спорта в Тбилиси, где проходил ЧЕ-2009, сейчас носит имя Шоты Чочишвили. К сожалению, годом раньше все награды первого советского олимпийского чемпиона по дзюдо были украдены из музея спортивной славы в столице Грузии. Только память о Чочишвили бережно хранят на 1/6 части суши. Президент Федерации дзюдо Санкт-Петербурга и руководитель клуба «Турбостроитель» Михаил Рахлин выступил инициатором съемок фильмов обо всех советских олимпийских чемпионах по дзюдо. Один из них посвящен Шоте Чочишвили.
В этом месяце ему исполнилось бы 75 лет.
Борис ХОДОРОВСКИЙ.

Баскетбол Андреев Владимир
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в понедельник,

28 июля