Вчера, 24 июля, отпраздновал свое 65-летие Вячеслав Быков, выдающийся хоккеист и тренер. Человек, чья карьера - это мостик между эпохами отечественного хоккея: от капитана сборных СНГ и России до главного тренера, приведшего национальную команду к триумфам на чемпионатах мира 2008 и 2009 годов. Эти победы стали переломными, они вернули нашей стране хоккейную славу после 15-летнего затишья на взрослом уровне.
Вольный художник и полноценный универсал
Быков - редкий случай, когда игрок и тренер достигли вершин в обеих ипостасях.
Причина понятна. Видеть на льду подопечных, которые точно не приблизятся к тебе по уровню, часто мучительно и заставляет терять интерес к профессии. А игроков, которые способны достичь уровня Быкова-хоккеиста, найдется не так много во всем мире.
Его карьера началась в Челябинске, где 15-летний Слава забивал за таинственный «Сельхозвузовец» из Второй лиги, мечтая не о НХЛ, а просто о следующей тренировке. Уже через год он «настрелял» 50 шайб за «Металлург» - и попал в «Трактор», где его опекал сам Сергей Макаров.
В атаке, с одной стороны, выглядел «вольным художником», с другой - полноценным универсалом. Казалось, мог действовать везде, кроме вратарской позиции. В центре при необходимости брал игру на себя и быстро превращался в крайнего нападающего.
Небольшие габариты не мешали ему оставаться несгибаемым на площадке даже во встречах с заокеанскими «профессионалами». Отсюда и прозвище «гвоздик» от своего многолетнего наставника Виктора Тихонова за несгибаемость
Да, настоящая слава ждала его в ЦСКА. Девять лет в армейской форме - это два олимпийских золота (1988, 1992), пять побед на чемпионатах мира, семь в чемпионатах СССР.
Правда, ему несколько повезло. После долгих исканий Тихонов нашел ему достойных партнеров (в одиночку всегда пробиваться сложнее) - сперва соединил с Хомутовым, потом добавил к ним Каменского. И эта тройка могла вполне конкурировать со знаменитой KLM (Крутов - Ларионов - Макаров) в период ее расцвета.
Во всей красе Быков с партнерами показали себя на зимнем «Рандеву-87», наводили ужас на лучших заокеанских защитников на Кубке Канады того же года, а потом внесли огромный вклад в золото Олимпиады в Калгари.
Из звено в полном составе мечтал заполучить «Квебек Нордикс», задрафтовав всех троих, и владелец клуба долго уговаривал Быкова с Хомутовым присоединиться к Каменскому. Многие специалисты сходились во мнении, что в таком составе эта тройка могла бы доминировать в НХЛ в 1990-е.
Второй папа - для звезд
Но Вячеслав со своим многолетним другом Хомутовым (судьба их развела уже в XXI веке) предпочли лучшей лиге мира спокойствие, недолгие поездки по стране на автобусах и живописные альпийские пейзажи Швейцарии. Повезло их семьям, повезло и сборной России.
При всем уважении к остальным их партнерам и тренерам - Тихонову и Борису Михайлову - без них сборная России не добилась бы побед на Олимпиаде в Альбервиле и на чемпионате мира-1993 в Германии.
Именно эта парочка форвардов швейцарского «Фрибурга» тащила на своих плечах в первом случае «детский сад», когда хоккеисты пели советский гимн, а трибуны махали флагами страны, которой уже не было, а во втором - средних игроков их российского чемпионата к золотым медалям.
А в Швейцарии русский дуэт почти на десятилетие превратился для местных болельщиков в царей и небожителей, именно с них и начался подъем местного хоккея в элиту.
В Россию Быков вернулся неожиданно, уже тренером в 2004-м, когда про альпийского отшельника почти забыли. У него к тому времени не было опыта работы в профессиональных клубах, поэтому непонятно, что могло бы получиться из подобного эксперимента.
Но тут произошло почти чудо. Вместе со вторым своим главным человеком в карьере - Игорем Захаркиным он смог переломить ход истории после многолетних унижений, которые ждали сборную. Именно эти люди, по большому счету, и возродили «Красную Машину».
Да, Быков не произвел каких-то тактических революций, но зато смог найти ключик к трепетным душам наших суперзвезд, объединил их всех, став для них вторым папой - для всех Саш, Илюш, Жень... «Хоккей - это семья. А семья - это когда тебя понимают, даже если ты проиграл», - любил объяснять Быков.
Душа, как и голова, как известно, предмет темный, исследованию не подлежит. Есть что-то иррациональное в успехах Вячеслава Аркадьевича, который не любит, когда его так называют знакомые. Просто Слава, и слава его нашла.
«Семья важнее хоккея»
В 2006 году он возглавил сборную России, которая 15 лет не знала золота на чемпионатах мира. И уже в 2008-м в Квебеке случилось чудо: проигрывая Канаде 2:4, наша команда вырвала победу в овертайме благодаря голу Ковальчуку. В год столетия мирового хоккея, в турнире, который в первый и последний раз проходил на родине хоккея.
«Мне говорили: «Не выпускай его, он не забивает!» Но я знал - Илья взорвется», - раскрывал тайну Быков.
Предпосылок к этому никаких не было, но может, действительно, главный тренер смог так глубоко залезть в душу Кови, что стопроцентно спрогнозировал золотой дубль. Ведь умел же его ассистент Захаркин приводить свои команды к запланированным спадам.
Через год Быкова и Захаркина ждал повтор золота - уже в Швейцарии, на второй родине главного тренера сборной. Но многие, скорее, ждали их провала, называя дилетантами и шарлатанами от хоккея.
И дождались. Ванкувер-2010 принес одно из самых унизительных поражений от Канады в истории - 3:7 в четвертьфинале. «Это моя личная трагедия. Я не нашел слов, чтобы остановить канадский смерч», - долго потом твердил с горечью Быков.
В сборной они продержались потом еще год, капкан вокруг них медленно сжимался. Правда, «Гвоздик», действительно, оказался несгибаемым. Свою лебединую песню - в СКА, в сезоне 2014/15, Быков с Захаркиным не сфальшивили. Привезли в Петербург Кубок Гагарина. Правда, для этого пришлось совершить очередное чудо. Отыграть безнадежные 0-3 в серии с ЦСКА в полуфинале. Ни до, ни после этот результат в КХЛ никто не смог повторить.
Но тренерская карьера Быкова на этом завершилась, в отличие от его единомышленника Захаркина. В 55, как когда-то у Анатолия Тарасова.
«Уходить надо победителем, но я ушел из-за родных. Семья для меня важнее хоккея», - заявил тогда Быков. Сегодня он копается в благополучной Швейцарии в саду, строит дом, воспитывает из внука новую звезду…. При этом, хотя и скрывает, но все равно тоскует по настоящей родине. Душа у него остается русская.
Неизвестная звезда
В НХЛ им восторгались, но до сборной он добрался только раз
На этой же неделе, во вторник, 55 возраста достиг и еще один звездный российский хоккеист, чья судьба тесно связана с городом на Неве.
Именно в Петербурге Сергей Зубов завершил свою славную игровую карьеру, в 2010-м, в 40 лет. В Северной столице началась и его тренерская работа - сначала ассистентом (он помогал Быкову взять Кубок Гагарина), а затем и главным - в сезоне 2015/16. Такое вот переплетение судеб.
«Он не просто играл в хоккей - он им дирижировал»
В тренерской профессии Зубов востребован до сих пор, работал в «Сочи», рижском «Динамо», молодежной и национальных сборных России, снова в СКА - помощником, опять в «Сочи». Не без успехов, но вдалеке от тех вершин, которые его сопровождали в игровой карьере.
Когда говорят о лучших защитниках в истории российского хоккея, имя Сергея Зубова звучит в первых строчках. Мастер оборонительного искусства, обладатель пушечного броска и хладнокровный диспетчер атак, он почти два десятилетия блистал в НХЛ, набрав за 17 сезонов 771 (152+619) очко.
«Зубби не просто играл в хоккей - он дирижировал им», - так говорили про него за океаном.
В 1992 году Зубов был выбран «Рейнджерс» под 85-м номером. Казалось, скромный драфтовый статус не сулил звездной карьеры, но уже через два года он стал главным открытием в НХЛ.
В сезоне 1993/94 Зубов набрал 89 (12+77) очков - фантастический результат для защитника! А главное - помог «Рейнджерс» завоевать Кубок Стэнли, став первым российским игроком обороны, поднявшим над головой главный трофей лиги.
Но настоящая слава ждала его в «Далласе». В 1996 году он перешел в «Старз» и быстро стал любимцем болельщиков.
Вместе с командой выиграл второй Кубок Стэнли (1999), а в 2006-м был признан лучшим защитником Матча всех звезд НХЛ. Его фирменные пасы «в разрез» и мощные щелчки с синей линии сводили с ума лучших заокеанских вратарей.
О том, каким уважением пользовался москвич в Новом Свете, говорит хотя бы тот факт, что его приняли в Зал славы в Торонто сразу после того, как он объявил об уходе из НХЛ - в 2019-м. Зубов стал там вторым российским защитником после Вячеслава Фетисова.
Также он стал вторым представителем России, после Павла Буре, чей джерси подняли под своды арены команды НХЛ - в Далласе. Также «звезды» быстро вывели номер своего защитника из обращения.
«Плевок в душу» перед Ванкувером
Только российские болельщики имели минимальное представление о подвигах Зубова - по редким телевизионным трансляциям из Северной Америки и газетным репортажам. С национальной сборной его отношения не сложились. В 22 года он стал олимпийским чемпионом в Альбервиле, выступая за ЦСКА, но дальше было только участие в Кубке мира-1996.
Впрочем, какое-то время он вообще не хотел себя ассоциировать с Россией. Летом 1997 года на Кубке «Спартака» произошел неприятный инцидент: группа горячих джигитов «кавказской национальности» (по словам Сергея) явно из бандитской группировки начали приставать к его жене в ресторане. Представители ФХР и организаторы турнира тогда не заступились за него, что привело к глубокой обиде. После этого он поклялся не возвращаться в Россию и восемь лет избегал приездов на родину.
К тому же вполне справедливо предъявлял претензии к нашим хоккейным функционерам за организационный бардак. Плюс частые травмы, да и его «Даллас» редко заканчивал сезон к началу чемпионата мира. Все одно к одному.
Когда же сам Зубов изъявил желание поучаствовать в Олимпиаде-2010 в Ванкувере (к тому времени он уже выступал за СКА), то по иронии судьбы его услуги оказались не нужны Быкову, который тогда тренировал «Красную Машину».
Вернее, его включили только в список запасных - на случай, если выпадет из строя кто-то из основных. Да и сообщил ему о тренерском решении массажист. Позднее Зубов назовет это «плевком в лицо».
Возможно, что мудрости Зубова, его уникальных передач и бросков и не хватило российской сборной, чтобы пройти в Ванкувере канадцев.
В хоккейном мире все взаимосвязано.
Игорь ГУРФИНКЕЛЬ.