Олимпиада-1968, проходившая в Мехико, запомнилась мировыми рекордами, установленными на легкоатлетическом стадионе. К олимпийским стартам там уложили сверхсовременное, по тем временам, покрытие, а разряженный воздух высокогорья способствовал высоким результатам в спринтерских дисциплинах и прыжках, где большую роль играет стартовый разбег. В историю вошел прыжок в 21-й век Боба Бимона (8,90 м), но не менее впечатляюще проходили соревнования в тройном прыжке, где мировые рекорды обновлялись пять раз.
Сначала в квалификации, а затем в первой попытке финала новые достижения устанавливал итальянец Джузеппе Джентиле, затем в третьей попытке на сантиметр дальше итальянца улетел советский прыгун Виктор Санеев. Только это было еще не все. В пятой попытке обновил рекорд бразилец Нельсон Пруденсио, но в заключительной еще двадцать с лишним сантиметров прибавил Санеев. Его прыжок на 17,39 м, конечно, не сравнивали с полетом Боба Бимона, но достаточно долго это достижение никто из прыгунов тройным не мог превзойти.
Интересно, что сам Виктор объяснил свой рекордный прыжок непослушанием. Он просто пошел наперекор подсказкам тренера Витольда Креера. «Иногда на соревнованиях тренер мешает, - рассказал он в одном из интервью уже после завершения карьеры. - После того как первый раз в Мехико установил мировой рекорд, по совету тренера внес корректировки в разбег. На результатах это сказалось негативно. В последней попытке, к которой подошел на втором месте, сумел сохранить самообладание. Сделал все так, как это было в первом рекордном прыжке, как сам хотел, и вновь установил мировой рекорд, став олимпийским чемпионом!»
Должен был стать четырехкратным олимпийским чемпионом, но…
Еще дважды Санеев возвращался с Олимпиад с золотыми медалями, а серебро, завоеванное в 1980‑м в Москве, было, что называется, с золотым отливом. Все понимали, что для 35-летнего легкоатлета это был заключительный старт в карьере, и Виктор вновь продемонстрировал свое феноменальное умение вложить все силы и эмоции в заключительный прыжок. Увы, 17,24 в «Лужниках» позволили занять Санееву лишь второе место. Чемпионом стал молодой эстонец Яак Уудмяэ, для которого Виктор был кумиром. Ведь всерьез заниматься легкой атлетикой Яак начал, когда Санеев уже дважды выигрывал Олимпиады.
Еще одним разочарованием обернулась для Санеева церемония открытия Олимпиады. Все были убеждены, что право зажечь олимпийский огонь в чаше «Лужников» будет предоставлено трехкратному олимпийскому чемпиону. Только в последний момент вмешались партийные кураторы. Мол, Олимпиада проходит в Москве, и олимпийский огонь должен зажигать столичный спортсмен. Вот и пришлось Санееву передавать эстафету Сергею Белову. Хотя знаменитый баскетболист так никогда и не стал олимпийским чемпионом.
Секрет последнего прыжка
Санеев действительно никогда не стремился в Москву. Он родился в первую послевоенную осень в теплом южном Сухуми, где в 1945-м дружно жили представители разных национальностей. Первым тренером русского парня стал известный всем мальчишкам в столице Абхазии Акоп Керселян. Сначала Виктор специализировался в прыжках в высоту, отдал дань увлечению футболом и баскетболом, но именно Керселян правильно выбрал для рослого и резкого парня специализацию.
На первой для Виктора Олимпиаде в Мехико никто не ждал от него победы. Он лишь год был в составе сборной СССР и только-только залечил серьезную травму. Но именно в столице Мексики Санеев впервые продемонстрировал свое умение показывать лучший результат в последней попытке. Это его качество всегда отмечали специалисты и болельщики.
«У меня был простой способ настраиваться на решающий прыжок, - раскрыл в одном из интервью свой секрет трехкратный олимпийский чемпион. - Настраивался на последний прыжок так, как будто на этих соревнованиях он для меня первый, и исполнял его легко, непринужденно и свободно. Не думал о том, что другого шанса на этих соревнованиях не будет».
Так было в Москве, где в свой последний прыжок в карьере Санеев вложил, можно сказать, всю душу. На пресс-конференции призеров Олимпиады-80 в тройном прыжке завоевавший бронзу бразилец Жоао Оливейра, поздравляя ставшего чемпионом Уудмяэ, заметил: «Истинный чемпион из нас троих - Санеев». С этим согласился и эстонский прыгун, завоевавший золотую медаль для советской сборной. «То, что сделал Санеев, никто из нас повторить не сможет», - сказал Уудмяэ.
Санеев побеждал на всех турнирах
Конечно, главными победами прыгуна из Сухуми стали олимпийские. Хотя на чемпионатах Европы он дважды поднимался на высшую ступень пьедестала почета, а чемпионаты мира в то время просто не проводились. Ещё шесть раз Санеев побеждал на чемпионатах Европы в закрытых помещениях, трижды устанавливал мировые рекорды. Дважды это было на Олимпиаде-1968, а еще один рекорд Санеев установил в преддверии Олимпиады-1972 в родном Сухуми. После победы в Мюнхене он был награжден орденом Ленина.
В Сухуми Санеев окончил Грузинский институт субтропического хозяйства, а второе высшее образование получил в Тбилисском университете. Хотя работал Виктор сначала в грузинском совете ДСО «Динамо», а затем тренером, любовь к субтропическим культурам у него осталась на всю жизнь. Во дворе своего сухумского дома он выращивал лимоны и грейпфруты.
После распада СССР теплый южный город Сухум стал местом кровопролитных сражений. Санеев был своим и для грузин, и для абхазов. Не случайно он стал почетным гражданином и Сухума, и Тбилиси. Другого такого примера не знаю. Только реалии времени заставили трехкратного олимпийского чемпиона покинуть родной город, в который он уже никогда не вернулся.
За океаном даже доставлял пиццу
Уехал Санеев в Сидней, где сначала работал обычным учителем физкультуры в обычной школе. Потом и этой работы лишился. Зарабатывать на жизнь пришлось, доставляя пиццу. Даже о продаже олимпийских медалей Виктор задумывался. Только постепенно жизнь в Австралии наладилась, а знания и опыт советского чемпиона оказались востребованы. Санеев стал работать с ведущими австралийскими легкоатлетами в местном институте спорта.
В 2005 году, когда отмечалось 60-летие легендарного спортсмена, о Санееве вспомнили в Тбилиси. Он ведь никогда не отделял себя от Грузии, а о грузино-абхазском конфликте никогда не высказывался публично, сохраняя эту боль внутри. В торжественной обстановке трехкратному олимпийскому чемпиону вручили грузинский паспорт, хотя от австралийского он не отказывался. На чествование, организованное НОК Грузии, прилетели гости из всех республик бывшего Союза. Почтил своего кумира и Уудмяэ, который живет сейчас в Таллине. Он, кстати, и в Австралии с Санеевым встречался.
Скончался трехкратный олимпийский чемпион на Зеленом континенте в январе 2022-го и похоронен в Сиднее. Сегодня Виктору Санееву исполнилось бы 80.
Золотое ядро Санкт-Петербурга
Обладательнице полного комплекта олимпийских наград исполнилось 80
На всех трех Олимпиадах, в которых участвовала, выступавшая в толкании ядра Надежда Чижова поднималась на пьедестал, завоевав медали всех достоинств. Она первой среди женщин послала «снаряд» сначала за отметку 20 м, а затем - и 21 м. За время карьеры установила четыре мировых рекорда, последний из которых принес ей олимпийское золото. Хотя поначалу и не собиралась становиться профессиональной спортсменкой.
Родилась Надежда в городе Усолье-Сибирское, что неподалеку от Иркутска, и была четвертым ребенком в семье. В четыре года она потеряла отца. Мать одна поднимала детей, и следить за спортивными увлечениями дочери у нее просто не было возможности. Ядро в руки Чижова взяла, когда училась в 7-м классе.
«У меня сразу все стало получаться, - вспоминала олимпийская чемпионка в одном из своих интервью. - Конечно, и думать не могла, что смогу когда-нибудь выступить на Олимпийских играх».
В Ленинград поехала, не ожидая вызова
Первые серьезные результаты показала после того как поступила в медицинское училище. Его Чижова окончила с красным дипломом, но гораздо важнее, что преподаватель физкультуры Дмитрий Гладышев разглядел еще у первокурсницы Чижовой большой потенциал. Через три года на всесоюзных соревнованиях в Ялте она выполнила норматив мастера спорта. И тогда же прочитала книгу ленинградского тренера Виктора Алексеева, в школе которого занимались лучшие мастера страны по метаниям. Знакомство Чижовой с Алексеевым произошло в «Лужниках».
«Виктор Ильич сказал, чтобы по возвращении домой написала ему письмо, а он пришлет вызов в Ленинград, - рассказала о судьбоносной встрече Чижова. - Так обрадовалась, что выписалась из дома и уехала, даже не дождавшись вызова. Ведь имя Алексеева тогда гремело в легкоатлетическом мире. Его воспитанницы трижды подряд выигрывали олимпийские соревнования в толкании ядра».
Тренироваться в Ленинграде Чижова начала осенью 1963 года, а уже весной 1965-го выиграла первенство Европы среди юниоров. И не только в толкании ядра, но и в метании диска. На ЧЕ-1966 в Будапеште Надежда завоевала свое первое золото на столь престижных международных соревнованиях с результатом 17,22. Это был ее первый большой успех на взрослом уровне, и на пьедестале ленинградская спортсменка не сдержала слез.
Уроки Мехико
На свою первую Олимпиаду, в Мехико, Чижова ехала в статусе одной из фавориток. Незадолго до этого она установила свой первый мировой рекорд - 18,67. Все ждали продолжения победной серии учениц Алексеева (в Токио в 1964-м ее проложила Тамара Пресс), но из Мехико Надежда вернулась «лишь» с бронзой. По словам самой спортсменки, сказалась травма колена, которую она получила во время тренировок со штангой. Нестерпимая боль во время броска не позволяла как следует сгруппироваться.
Чемпионкой Олимпиады стала Маргитта Гуммель из ГДР, которая в олимпийском сезоне улучшила личный рекорд сразу на два метра. Через 30 лет в уже объединенной Германии были опубликованы документы, из которых явствовало: Гуммель была участницей секретной допинговой программы, и именно этим объясняется стремительный рост ее результатов. Впрочем, Чижова никогда публично не обвиняла свою соперницу.
Неудачу в Мехико Надежда переживала тяжело. Еще больше расстроился Алексеев. Он даже сказал своей ученице, что не будет ее тренировать, только консультировать. На это Чижова ответила, что в таком случае просто уйдет из спорта. В качестве компромисса тренер предложил работать в два раза больше, и спортсменка согласилась.
Золото с мировым рекордом
На свою вторую Олимпиаду, в Мюнхен, Чижова ехала уже в статусе безоговорочного фаворита. Она выиграла чемпионаты Европы в 1969 и 1971 годах, трижды поднималась на высшую ступень пьедесталов почета на европейских чемпионатах в закрытых помещениях. В Мюнхене уже в первой попытке Надежда установила новый мировой рекорд - 21,03. Хотя эксперименты с допингом продолжались, Гуммель ничего не смогла противопоставить советской спортсменке и довольствовалась серебром.
Чижова утверждает, что сама никогда не употребляла запрещенные препараты. И гордится тем, что на одном из международных соревнований ее признали Мисс турнира, поставив выше признанных легкоатлетических красоток, бегуний на короткие дистанции и прыгуний в высоту. При применении анаболиков добиться такого признания невозможно.
Смерть тренера оборвала карьеру
На свою третью Олимпиаду, в Монреаль, Чижова отправилась без тренера. У Алексеева, пережившего блокаду, обнаружились проблемы с сердцем, и врачи запретили перелет через океан. «Перед финалом на олимпийском стадионе в Монреале прошел дождь, и круг в секторе был скользким, - вспоминала Надежда. - В первой попытке получила травму, растянув заднюю поверхность бедра. После этого даже выходить в сектор смысла не имело. Тем не менее долго лидировала, и лишь в предпоследней попытке болгарка Иванка Христова послала «снаряд» на 20 см дальше».
В 1977-м Чижова завершила карьеру. Беспокоили старые травмы, до московской Олимпиады оставалось еще три года. Спортсменке, которой было уже за 30, хотелось иметь полноценную семью, и она родила дочь. Хотя главной причиной ухода стала смерть Алексеева. Трагедия случилась так: спортсмены из его группы уехали на сбор в Прибалтику и провели там всего один день. После тренировки Виктор Ильич пошел отдыхать в свой номер, а его подопечные отправились на озеро. Алексеев решил поспать перед обедом - и умер во сне.
«Вечером того же дня из Ленинграда приехал автобус, который привез штанги и тренажеры для занятий, - вспоминала Чижова. - Алексеев всегда уделял этому большое внимание. Мы даже разгружать ничего не стали, положили тело тренера в автобус и поехали обратно в Ленинград. Этот день стал последним в моей карьере».
***
Из спорта Чижова не ушла. Работала тренером в школе, которая носит имя Алексеева. Некоторое время была ее директором. Среди учеников олимпийской чемпионки Мюнхена - Лариса Пелешенко, которая на Олимпиаде в Сиднее стала серебряным призером. Выйдя на пенсию, Чижова основное внимание уделяет внукам.
На этой неделе обладательнице полного комплекта олимпийских наград исполнилось 80. Свой юбилей она встретила в Санкт-Петербурге, который стал для нее родным.
Борис ХОДОРОВСКИЙ.