Корреспондент «Спорт уик-энда» отработал с аккредитациями от разных изданий на девяти Олимпиадах, пять из которых были летними. А самые незабываемые впечатления остались от первой, сиднейской.

Жилье в Сиднее за 400 долларов

Желающих поехать на нее журналистов в России было не так уж много. Редакции еще отходили от случившегося летом 1998 года дефолта. Многие так и не отошли. Когда к моменту подачи заявок от ОКР меня спросили: «Хочешь поехать в Сидней?», - ответ, естественно, был: «Да!!!»
Это только потом, прикинув финансовые возможности и выжав максимум из спонсоров, которые согласились поспособствовать воплощению моей олимпийской мечты в жизнь, стало понятно: на перелет денег еще хватает, а на проживание и питание практически не остается. Удивительным образом удалось через интернет, который тогда еще не был широко распространен, найти бывших соотечественников, обосновавшихся в Сиднее, и за какие-то 400 долларов снять жилье на все время Олимпиады. Это была фантастическая удача. В деревне для журналистов номер стоил 100 долларов в сутки. И ничего, что мой домик напоминал дачную времянку, а добираться до него из центра Сиднея нужно было минут сорок. Хорошо, что электрички в дни Олимпиады ходили всю ночь.

Гостеприимство по-австралийски

Для начала напомним подробности драматичной битвы за право принять Олимпиаду-2000, которая развернулась в сентябре 1993-го на 101-й сессии МОК в Монте-Карло. Претендентов было пять: Стамбул, Берлин, Манчестер, Пекин и Сидней. После первых двух раундов, в которых вылетели Стамбул и Берлин, лидировала столица Китая. В третьем вылетел Манчестер, и большинство «британских» голосов перешло австралийцам. С разницей в два голоса Сидней победил. Впрочем, Пекин взял свое и с размахом провел летнюю Олимпиаду через восемь лет.
Главную задачу австралийцы видели в том, чтобы показать свою оторванную от всего мира страну максимально привлекательно. Практически все такси, которые обычно курсировали по австралийскому мегаполису, были мобилизованы для обслуживания VIP-гостей Олимпиады. На экваторе Олимпиады мне и одному из московских журналистов кровь из носа нужно было попасть на прием, который устраивала фирма, экипировавшая сборную России.
Было объявлено, что от главного олимпийского пресс-центра шаттлы уйдут в 13.00 и 13.30. Только и на этом решили сэкономить, запустив единственный автобус в 13.15. Поймать такси представлялось задачей почти нереальной. Только мы ребята тертые и вышли на ближайшую улицу с намерением тормознуть частника. Без малейшего представления, существуют ли таковые в Австралии. Буквально сразу же нам улыбнулась удача. Правда, на переднем сиденье остановившегося автомобиля рядом с водителем сидела его супруга, а на заднем были уложены строительные принадлежности, и даже из окна торчала стремянка.
Когда мы показали нужный адрес и попросили подвезти поближе, водитель произнес: «Нет, ребята, без меня вам туда не добраться!» Высадил на обочину жену, выложил стремянку и прочий багаж. Довез до нужного места, деньги взять категорически отказался, а когда мы одарили его значками с олимпийским Мишкой, воскликнул: «Это самый счастливый день в моей жизни!» И пригласил на следующий день отобедать. Увы, из-за работы воспользоваться приглашением не удалось. Австралиец, наверное, до сих пор обижается. Эта история как нельзя лучше характеризует отношение сиднейцев к гостям Олимпиады.

Все было впервые и вновь

Даже имена трех талисманов Игр выбирались со смыслом. На почетную роль были выбраны кукабарра Олли, названная так в честь Олимпиады, утконос Сид, понятно, в честь чего названный, и ехидна Милли. Ей дали имя с учетом того, что Олимпиада проводилась в год миллениума. Право зажечь олимпийский огонь было предоставлено австралийской легкоатлетке Кэти Фримен, потомку аборигенов. Она стала первой в истории спортсменкой, которая завоевала золото на Олимпиаде, где зажигала олимпийский огонь.
В Сиднее многое было впервые. Футбольный турнир выиграла сборная Камеруна, нарушившая гегемонию европейцев и южноамериканцев. Причем для Камеруна это была первая в истории олимпийская медаль.
Выиграв золото в составе четверки распашной без рулевого, британский гребец Стив Рэдгрейв стал пятикратным олимпийским чемпионом, причем его победная серия не прерывалась с Лос-Анджелеса. На соревнованиях по стендовой стрельбе украинский спортсмен Николай Мильчев установил вечный рекорд, выбив 150 мишеней из 150. Это достижение можно только повторить.
В первые дни Олимпиады российские журналисты ходили с понурыми головами: медалей было мало - о чем писать? Только руководитель российской команды Анатолий Колесов успокаивал: «Наши виды еще впереди!» И действительно, на финише Олимпиады мы просто разрывались. Невозможно было поспеть на все соревнования, где в честь побед российских спортсменов звучал гимн и поднимался флаг России.
В итоге сборная России заняла в Сиднее второе место в общекомандном зачете, не так уж много уступив американцам и опередив китайцев. Было завоевано 89 медалей в 22 видах программы, из них 32 золотые. На всех последующих Олимпиадах о таких показателях могли только мечтать. Двукратными олимпийскими чемпионами стали боксер Олег Саитов и прыгун в воду Дмитрий Саутин. Последний завоевал медали во всех четырех видах программы. К золоту добавил серебро и две бронзы. Впервые за 20 лет в этом виде спорта на высшую ступень пьедестала почета поднялись россиянки. Золото в синхронных прыжках с трамплина добыли Вера Ильина и Юлия Пахалина.

Спартанские условия для спортсменов

В Сиднее началась победная эра российских синхронисток, прервавшаяся, да и то не по их вине, только в Париже в 2024-м. Условия жизни в олимпийской деревне даже спартанскими назвать было сложно. Многих участников разместили… в строительных вагончиках. С местом для тренировок тоже были проблемы. Завоевавшие две золотые медали Ольга Брусникина и Мария Киселева отрабатывали программы на асфальте рядом со своей бытовкой, установив на парапете метроном. Помню, там и ожидал их, чтобы взять интервью.
Зато с доступом в олимпийскую деревню проблем было гораздо меньше, чем на следующих Олимпиадах. Многие наши спортсмены охотно приглашали в свои номера. Именно там побеседовал с Еленой Дементьевой. Тогда еще юная теннисистка стала в Сиднее серебряным призером, проиграв в финале Винус Уильямс.

Самое необычное интервью с Кафельниковым

А вот с Евгением Кафельниковым довелось побеседовать в необычной роли. Олимпиаду в Атланте он пропустил, считая подобные соревнования не очень важными. «Как же я был неправ! - признался Евгений в Сиднее, где стал олимпийским чемпионом. - Здесь так здорово! Можно поболеть за своих, а уровень теннисного турнира просто высочайший». Так Кафельников говорил на пресс-конференции после победы в пятисетовом финальном поединке над немцем Томми Хаасом.
До этого довелось пообщаться с Евгением после его победы во втором круге. Будущий олимпийский чемпион пришел на обязательный брифинг. Акул пера, пожелавших терзать российского теннисиста, было немного: бригада бразильского телевидения, автор этих заметок и оператор телеканала «Россия». Обещал подойти и корреспондент нашей телекомпании, но где-то задержался.
С бразильцами Евгений, держа в уме предстоящую встречу с Густаво Куэртеном, беседовать решительно отказался. Соотечественникам выразил готовность уделить внимание. Учитывая, что Кафельников в ту пору не был особо расположен к интервью, упускать такой случай было нельзя. Только ждать телерепортера теннисист желания не выказывал.
Тогда сообразительный оператор сунул мне микрофон со словами: «Задавай любые вопросы, чушь вырежем». После окончания интервью сказал, что вопросы были очень профессиональные. Жаль, что о гонораре вопрос даже не поднимался.

Драмы российских звезд

Бытовало мнение, что можем проиграть все, но золото в художественной гимнастике и в самой престижной весовой категории в греко-римской борьбе будут наши. Кто может победить Алину Кабаеву и Александра Карелина! Так рассуждали не только болельщики, но и руководители российской команды. В информационно-справочную систему, которой журналисты активно пользовались, было внесено множество интересных фактов о Кабаевой. Явно в расчете на чемпионский титул.
Только титул достался другой россиянке, 22-летней Юлии Барсуковой. Она и опытнее была, и ответственность за результат не давила на нее так, как на Кабаеву. Можно было только посочувствовать Алине. Выиграв три из четырех видов программы, из-за осечки в упражнении с обручем она довольствовалась бронзой. В художественной гимнастике в отличие от спортивной не предусмотрены соревнования в отдельных дисциплинах. Своего олимпийского триумфа Кабаевой пришлось ждать еще четыре года.
За своим четвертым олимпийским титулом ехал в Сидней Александр Карелин. Он никому не проигрывал на ковре 13 лет, а в Австралии неожиданно уступил американцу Ралону Гарднеру. Это была суперсенсация, и подъехавшие в Сидней депутаты Госдумы сразу же затянули песнь о необъективном судействе. Тогдашний президент ОКР Виталий Смирнов, для которого сиднейская Олимпиада стала последней в этом качестве, рассказывал, что целую ночь успокаивал Карелина и столько же - Кабаеву.
«Только самым тяжелым был в Сиднее разговор со Светланой Хоркиной, - вспоминал Смирнов. - Личное многоборье Света должна была выиграть. Из-за оплошности организаторов снаряд для опорного прыжка ей установили на 5 см ниже, и это стоило ей золота. Хорошо еще, что в спортивной гимнастике есть соревнования в отдельных видах многоборья, и Хоркина стала чемпионкой на своих коронных брусьях.
Российские гимнасты завоевали в Сиднее пять золотых медалей. Две в активе Елены Замолодчиковой, выигравшей вольные упражнения и опорный прыжок, а еще две - у Алексея Немова, который стал чемпионом в многоборье и на перекладине.

Главная команда - ручная

Гвоздевыми видами двух заключительных дней Олимпиады-2000 были финалы в спортивных играх. В четырех из них играли сборные России, но удача улыбнулась лишь гандболистам. Хотя говорить о подарке судьбы было бы несправедливо. Подопечные Владимира Максимова переломили ход непросто складывавшегося для них финала со шведами и стали олимпийскими чемпионами.
На проходившем зимой 2000 года чемпионате Европы в Хорватии при, мягко говоря, спорном судействе сборная России проиграла «Тре Крунур». Это был уже второй проигранный шведам финал на высшем турнирном уровне. К счастью, «скандинавского комплекса» у команды Максимова не возникло. Даже остались тактические заготовки к третьему тайму - победному банкету. На вопрос, готовы ли к нему парни, Максимов тогда даже с некоторой обидой ответил: «Если вы попытаетесь выдержать наш традиционный темп, ваша газета дня на два останется без олимпийских репортажей!»
Приятной неожиданностью для руководителей ОКР стал выход в финал ватерпольной сборной, но в решающем поединке у подопечных Александра Кабанова мяч буквально падал из рук. Вымотал наших парней полуфинал с испанцами, в котором наши парни одолели грозных соперников только в третьем овертайме. Восстановиться ни испанцы, проигравшие матч за бронзу югославам с разницей в пять мячей, ни россияне, уступившие венграм «-7», не смогли.
Обидно проиграли в финалах обе наши волейбольные сборные. «Уралочки» Николая Карполя вырвали «на зубах» вторую партию со счетом 34:32 и повели - 2:0. От олимпийского золота их отделяла одна победная партия, но все три выиграли кубинки, которых наши девчонки в группе обыграли. На следующий день реванш за поражение в групповом турнире у российских волейболистов взяли югославы. До победного Лондона из олимпийской сборной Сиднея «дожил» лишь Сергей Тетюхин.
«Такие неудачи выковывают чемпионский характер, - говорил в Сиднее вратарь гандбольной сборной Андрей Лавров, которому доверили роль знаменосца на церемонии открытия. - В Атланте мы не были готовы к золоту. Большинству ребят было по 22-23 года. Для гандбола это не возраст. Сейчас пришло наше время».

Россия пролетела… мимо допинга

На заключительной встрече с российскими журналистами в Сиднее президент ОКР Смирнов отметил: «Конечно, обидны поражения таких звезд, как Светлана Мастеркова, Александр Попов, Андрей Чемеркин. Только гораздо важнее, что никто из наших ведущих спортсменов не попался на допинге. Контроль при подготовке к Олимпиаде был очень строгим».
Российской сборной не нужен был скандал, героем которого стал американский толкатель ядра Си Джей Хантер. В США его признали человеком года, но, по неофициальной информации, из 15 его экспресс-проб 12 оказались положительными. Когда эти данные в Сиднее были обнародованы, руководители сборной США распространили специальный пресс-релиз, где взяли Хантера, так и не приехавшего в Сидней, под защиту. Ведь его отсутствие бросило тень на Мэрион Джонс, которая завоевала в Сиднее пять медалей, три из которых золотые. Не могли же муж и жена питаться фармакологией раздельно! И эти подозрения подтвердились. В 2007 году Джонс была лишена всех сиднейских медалей.
Среди звезд, попавшихся на допинге в Сиднее, был и легендарный американский велосипедист Лэнс Армстронг, и немецкий борец Александр Лайпольд, завоевавший золото в соревнованиях вольников в категории до 76 кг. Российская же команда оказалась чистой.
Газетной страницы не хватило для того, чтобы рассказать обо всех своих олимпийских впечатлениях, поделиться всеми интересными историями. Но, надеюсь, повод вспомнить Сидней еще представится.

 

От первого лица

Леонид АРКАЕВ: Пять золотых наград! Такого даже руководители ОКР не ожидали

Откровения легендарного тренера, чьи ученики на Олимпиаде-2000 установили медальный рекорд России, не превзойденный до сих пор

В Сиднее аккредитованные на Олимпиаде российские журналисты много спорили, может ли добиться успехов тренер-диктатор, воспитанный в эпоху развитого социализма. Ведь изменились спортсмены, с которыми им приходится работать. Они познали сладость свободы: зарубежные поездки, супергонорары, рекламные контракты. Знаменитая фраза наставника волейболисток Николая Карполя «Землю рыть!» в Сиднее не произвела такого эффекта, как 12 лет назад в Сеуле. Тогда, «роя землю», советская команда обыграла в драматичном финале перуанок, а в Австралии - уступила кубинкам. Только сторонники старой школы приводили пример Леонида Аркаева, главного тренера сборной России по спортивной гимнастике и в ту пору еще и президента федерации по этому виду спорта. Человека, о диктаторских замашках которого в спортивном мире легенды ходили и ходят до сих пор.
Наша беседа с Аркаевым состоялась в Сиднее сразу после завершения олимпийского гимнастического турнира.

- Можно ли сказать, что на Олимпиаде-2000 российская гимнастическая сборная сняла последние сливки советской школы?
- Категорически не согласен. Это Белоруссия с Украиной сливки снимали, а Россия их взбивала. Мы улучшили свои результаты не только по сравнению с Атлантой, но и с Барселоной, где в составе объединенных команд были только один гимнаст и одна гимнастка из России. В последние годы мы работали как проклятые. Сегодня можно с полным основанием говорить о российской школе гимнастики, базирующейся на лучших достижениях советской, но все же самостоятельной.
- В какой степени это заслуга главного тренера сборной Аркаева, а в какой - президента федерации с той же фамилией?
- Вообще не вижу здесь своих особых заслуг. Просто в сборной России по гимнастике очень дисциплинированные ребята, несмотря на внешние проявления разгильдяйства. Они всегда в нужный момент делали то, что от них требуется. В этом, наверное, и заключается секрет побед.
- Как вам удалось провести через четырехлетний олимпийский цикл всех лидеров команды, включая триумфаторов Атланты Алексея Немова и Светлану Хоркину?
- Не побоюсь употребить высокопарные слова: все российские гимнасты - большие патриоты своей страны. Да, порой бывает безумно трудно заставить работать по полной программе таких мастеров. Только работа главного тренера - это всегда сочетание методов кнута и пряника.
- Что приходилось использовать чаще?
- Кнут может сломать человека, пряник - избаловать. За время работы с гимнастической сборной научился дозировать и то, и другое.
- Вы рассматриваете спорт как войну?
- В какой-то степени да. Настраивая ребят, всегда говорю им: «Завтра нам идти в бескомпромиссный бой за свою страну».
Считаю, что по-другому нельзя относиться к делу, которому мы служим.
- Не боитесь, что с таким отношением к гимнастике вашим подопечным очень трудно будет найти себя после окончания спортивной карьеры?
- Нет. Война - это, прежде всего, работа. Почитайте мемуары великих полководцев, которые прошли Великую Отечественную от звонка до звонка.
Они не помнят войну, они помнят труд, который сделал их победителями.
- Вы часто перечитываете мемуары советских военачальников?
- У меня отец погиб на войне, и я с особым уважением отношусь к писателям-фронтовикам. Не раз перечитывал мемуары Георгия Константиновича Жукова.
Мне близок этот человек, который принимал зачастую неординарные, рискованные решения, но из всех ситуаций выходил победителем.
- В мирное время маршал Победы дважды оказывался в опале. Вы не боитесь, что после какого-то поражения вас ждет такая же судьба?
- Когда я начинал работу в нынешней должности, то всегда представлялся так: «Леонид Аркаев, временно исполняющий обязанности главного тренера».
В любой момент готов уйти, но для меня такая позиция является дополнительным стимулом для работы. Не хочу давать повод для радости своим недоброжелателям и тружусь так, чтобы даже разговоров об отставке никто не мог завести.
- При каком результате вы бы сами подали в отставку?
- Если бы в Сиднее мы остались без золотых медалей, но у нас их пять. Такого даже руководители ОКР не ожидали.
Борис ХОДОРОВСКИЙ.

МЕДАЛЬНЫЙ ЗАЧЕТ

  З С Б Всего.
1. США 37 24 32 93
2. РОССИЯ 32 28 29 89
3. Китай 28 16 14 58
4. Австралия 16 25 17 58
5. Германия 13 17 26 56
6. Франция 13 14 11 38
7. Италия 13 8 13 34
8. Нидерланды 12 9 4 25
9. Куба 11 11 7 29
10. Великобритания 11 10 7 28
Олимпийские игры
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в среду,

15 октября