В понедельник, 13 октября, исполнилось 70 лет Сергею Шепелеву, без которого точно бы не состоялась наша главная победа над родоначальниками хоккея – в Кубке Канады-1981. Именно хет-трик спартаковца, причем «натуральный», три шайбы подряд, при счете 1:1 отправил профессионалов в состояние грогги, из которого они уже не смогли выйти.

Выходец из команды с «хоккеем каменного века»

Понятно, что уже одного этого факта за океаном было бы достаточно, чтобы занести мастера из Нижнего Тагила в Зал славы. А ведь форвард в составе «Красной Машины» еще выигрывал Олимпиаду в Сараево и три чемпионата мира.
Звено «красно-белых» Шалимов – Шепелев – Капустин – одно из сильнейших в 1980-х. Соперничать с ним по результативности могла только тройка Игоря Ларионова. И, кстати, Шепелев вполне мог заменить нынешнего наставника СКА. Такие вот изгибы судьбы.
Начинал свой путь наш герой в Свердловской области, в прославленном ныне в фольклоре Нижнем Тагиле. Как и вся детвора тех лет, разрывался между мячом и шайбой. Но с учетом климатических условий и отсутствия в городе команды серьезного уровня по футболу выбрал хоккей. И там быстро вышел на лидирующие позиции.
Специалисты знали, что в нижнетагильском «Спутнике» есть неплохая юношеская команда, где явный лидер атаки - паренек Сергей Шепелев. Ей даже удалось один раз, в 1972‑м, занять второе место на юношеском чемпионате страны. Это был почти подвиг.
В городе тогда еще не было катков с искусственным льдом, и в первом матче «Спутник» уступил «Трактору» 1:7, после чего присутствовавший на турнире Тарасов заявил, что нижнетагильская команда показывает «хоккей каменного века». Мэтр был скор на резкие оценки.
Но потом тагильчане обыграли всех соперников, включая ЦСКА. Ну а восемь шайб, заброшенных Шепелевым, стали для игрока путевкой в жизнь.
После завершения турнира его забрали уже в команду областного центра, «Автомобилист», где он не потерялся.
Из Свердловска Сергей попал и в молодежную сборную СССР, выиграл чемпионат мира-1975. Правда, тогда проходил службу в другой команде из уральского города – СКА.
Кстати, именно этот факт сыграл в дальнейшей судьбе хоккеиста важную роль. Ведь к моменту «дембеля» за форварда уже боролись лучшие клубы страны.
Первую попытку предпринял московский «Спартак», за который, кстати, хоккеист болел с детства. Но тогда Сергей отказал «красно-белым»: только женился, получил двухкомнатную квартиру.
Да и покинуть Урал было не так просто, как ему казалось. Решение принималось в высоких кабинетах, а областью тогда руководил Борис Ельцин, способный заблокировать любой переход.
В сезоне-1977/78, когда «Автомобилист» вернулся в Высшую лигу, Шепелев наколотил 20 шайб, став лучшим снайпером команды.

Шпионский роман с концовкой в туалете

И вновь за ним помчались гонцы из «Спартака». На этот раз уговорили. Осталось только разобраться с уральским клубом.
«Кулагин дал совет: «Ты там не ругайся ни с кем. Просто говори: «Хочу играть в великом клубе «Спартак», в сборной СССР. Больше ничего не надо». В Свердловске меня, когда узнали, в спорткомитет вызвали на «проработку». Мол, мы тебя не отпустим. Будешь выступать или за «Автомобилист», или нигде. Но я повторил слова Кулагина: «Просто хочу играть в хоккей в «Спартаке»! В конце концов вынуждены были смириться», – рассказывал потом нашему изданию сам Шепелев.
Но происходящее с ним дальше все равно напоминало немного шпионский роман. Подписывать заявление о переходе в «Спартак» пришлось в Москве, перед матчем с ЦСКА в туалете – единственном месте, где можно было спрятаться от посторонних заинтересованных глаз.
Возглавлявший армейцев Тихонов, к слову, тоже имел на 24-летнего форварда свои планы, но был небольшой нюанс – призвать хоккеиста во второй раз в армию не получалось, а добровольно в ЦСКА он идти не хотел.
Хотя все-таки был момент, который мог изменить историю всего нашего хоккея. В 1980 году знаменитый селекционер-администратор Борис Шагас сказал Шепелеву: «Тихонов хочет тебя видеть в ЦСКА». Тренер тогда искал третьего форварда к связке Макаров – Крутов. Ларионов, выступавший за «Химик», тогда еще не созрел для переезда в Москву.
Но Сергей категорически отказался, заявив, что в «Спартаке» его все устраивает. Пришлось срочно уламывать будущего «Профессора».
Хотя на самом деле его судьбу в команде с эмблемой в виде ромбика тоже решил случай. Начинал он в составе «красно-белых» крайним нападающим: не терялся, однако лидером атаки, как в «Автомобилисте», не стал.
Но осенью 1980-го, после серии экспериментов по ходу матча с киевским «Соколом», Кулагин решил соединить Шепелева с Сергеем Капустиным и Шалимовым – признанными звездами, переставив его в центр.
Получилось, что мудрый наставник просчитывал комбинацию на несколько ходов вперед: тройка с первых же матчей стала ведущей в команде.
Надо сказать, что Шепелев не обладал какими-то исключительными качествами, хотя с техникой и броском у него все было в порядке.
Зато в стабильности мало кто с ним мог сравниться. Ниже своей планки не опускался, а в ведущем звене Кулагину требовался не яркий солист, а умелый командообразующий игрок. Пазл, словом, успешно сложился.

Тихонов не смог простить отказ

По итогам первого совместного сезона на счету вновь созданной тройки оказалось 85 шайб – второй результат в чемпионате.
Тогда же она была в полном составе включена и в национальную команду, а со «Спартаком» еще три года подряд выигрывала всесоюзное серебро. Однажды был вариант зацепить золото, но ЦСКА выгрыз концовку на самом финише.
Ну а в сборной для Шепелева с партнерами самым запоминающимся получился Кубок Канады-1981. Правда, сам Сергей Михайлович значимость своего легендарного хет-трика не преувеличивает. Как и сам финал, счет которого, по его мнению, не отражал соотношения сил. Хозяева давили весь первый период, в начале второго после гола 20-летнего Ларионова сравняли счет, но потом наступила шепелевская десятиминутка. Однако только после гола Крутова канадцы «встали», позволив себя добить.
Тогда хоккейный мир признал Шепелева суперзвездой. Это был, без сомнения, его звездный час: спартаковца назвали лучшим игроком финала, он вошел в символическую сборную турнира.
Впрочем, и на других крупных международных турнирах уроженец Нижнего Тагила выглядел ярко. На дебютном для себя чемпионате мира в 1981 году в первом же матче против шведов оформил дубль. А всего спартаковская тройка забила по итогам первенства планеты столько же голов (13), сколько и звено Макаров – Петров – Крутов.
Через год на ЧМ в Финляндии Шепелев сотоварищи отличились уже 17 раз, а армейцы - 14. Шалимова тогда директорат турнира назвал лучшим нападающим, а его партеров журналисты включили во вторую символическую сборную.
Удивительно, что после Олимпиады в Сараево Шепелев оказался практически не нужен сборной. Вызывали только два раза – на Кубок Канады-1984 и на Приз «Известий»-1986. Видимо, Тихонов не смог ему простить давнего отказа.
Хотя когда в 1988 году Сергей закончил в союзном чемпионате, то сразу получил предложение из «Филадельфии». За океаном его помнили по былым подвигам. Но в 33 года он не решился отправиться в НХЛ, выбрав более спокойный вариант – десятилетнюю командировку в Японию.
Вернувшись на родину, стал неплохим тренером. Возвращал в Суперлигу родной «Спартак», дважды выигрывал с «Югрой» Братину в ВХЛ, поработал и в СКА – помощником Николая Соловьева и Бориса Михайлова.
Игорь ГУРФИНКЕЛЬ.

Хоккей Шепелев Сергей
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в понедельник,

20 октября