В четверг, 16 октября, исполнилось 60 лет еще одному яркому хоккеисту со сложной судьбой – Герману Титову - форварду, который вышел на топ-уровень вопреки всему.

Избежал тюрьмы, но попал в армию

Уроженец городка Боровска в Калужской области в первой половине 1980-х попал в «Химик», где у Владимира Васильева складывалась банда из нестандартных, интересных хоккеистов, которые не боялись никого и были готовы биться на равных даже с ЦСКА, который еще находился на пике своего могущества.
Только с дисциплиной почти у всех «воскресенских» возникали проблемы, возможно, аура промышленного подмосковного городка так влияла.
Герман Титов тоже не стал в этом плане исключением. Тренерам за талантливого паренька с вредными привычками приходилось бороться. Пить и курить, как говорят в таких случаях, он начал почти одновременно.
Однажды после драки на дискотеке чуть не угодил в тюрьму – кол после его удара прошел в нескольких сантиметрах от черепа обидчика.
В воскресенской школе с ним устали мучиться, не раз вопрос стоял об отчислении – при всем таланте молодого нападающего, который к тому же хорошо играл и в футбол, выступал за раменский «Сатурн».
Гуляка постоянно обещал взять себя в руки, на какой-то момент останавливался, но потом все начиналось по новой.
В итоге вся эта карусель закончилась тем, что Васильев, пригласив его в команду мастеров, через год отчислил – у таланта окончательно закружилась голова от первых успехов.
Год до призыва в армию Герман, названный родителями в честь космонавта № 2, где-то проболтался.
Попав в армию, пытался устроиться в калининский СКА МВО, но по причине долгого «простоя» в состав не пробился. Пришлось постигать все прелести службы в артиллерийских войсках.
Словом, три года без большого хоккея, казалось, не оставляли никаких шансов на возвращение на большой лед. История таких случаев практически не знала.

За возможность играть в НХЛ заплатил 100 тысяч долларов

Но Герман все-таки уцепился за свой последний шанс, который после армии ему предоставил Васильев. Быстро догнал и обогнал сверстников, стал привлекаться в сборную, и в 27 лет уехал в финский ТПС, который тогда тренировал Владимир Юрзинов, уже в роли звезды российского чемпионата (тогда назывался МХЛ).
В Финляндии превратился в любимца публики и перебил несколько рекордов местной лиги в плей-офф, принеся своей команде титул.
Да и чемпионом мира стал в 1993-м в составе сборной. Его тройка с Карповым и Николишиным набрала обороты к решающим матчам. В четвертьфинале с хозяевами, Германией, задел обеспечили шайбы Карпова и Титова, в полуфинале с Канадой Титов забросил вторую шайбу и седьмую за пять минут до сирены. Ну а тон финалу со шведами задал проход Титова на второй минуте и его бросок над распластавшимся голкипером «Тре Крунур». Почин через пять минут подхватил Николишин. 
Словом, Старый Свет был покорен, хотелось открывать Новый. Юрзинов и клуб, правда, его не хотели отпускать. Пришлось выкупать контракт. Причем сам хоккеист лично выплатил из своего кармана около 100 тысяч долларов. Их авансом, как часть будущей зарплаты, ему перевел «Калгари», где начиналась его заокеанская карьера. И, наверное, потом не жалел.
В канадском городе у центрфорварда начиналось все здорово, тем более что Дэйв Кинг, возглавлявший «Флеймз», уважал советский хоккей, будучи поклонником таланта Тарасова и Тихонова.
Титов набирал в первые годы под 70 очков за сезон, забрасывал под 30 шайб. И это был не предел. Но от вредных привычек россиянин и в НХЛ окончательно не отказался.

Кария жаловался на курение, Флери поражался разгуляям

Например, легендарный «Могучий Мышонок» Тео Флери в своих мемуарах рассказывал, что русский форвард нередко приходил на тренировки после бессонных ночей, проведенных в разгуляе. А партнер Титова по «Анахайму» Пол Кария жаловался, что не мог жить с ним на выездах в одном гостиничном номере – тот его постоянно «обкуривал».
Впрочем, они же восхищались его мощью – остановить Германа на льду было практически невозможно, он выглядел настоящей машиной в плане физической подготовки – не прошли даром годы, проведенные под руководством Васильева и Юрзинова. Ноги российского форварда были размером с голову некоторых его одноклубников.
Правда, жизнь Германа в «Калгари», которая начиналась хэппи-эндом, закончилась тем, что новый главный тренер Брайан Саттер, признававший только силовой хоккей, посадил Титова на скамейку сразу после матча, в котором россиянин набрал три очка.
Хотя на Олимпиаду в Нагано он попал еще из «огоньков». Юрзинов, хорошо его знавший, дал ему в края Морозова и Зелепукина. Лидирующим это звено не стало, но погоды не портило.
Впрочем, в «Питтсбурге», куда Титова потом обменяли, он еще держался на высоком уровне. Тем более что в команде хватало соотечественников и близких по духу «чехов».
Тяжелее пришлось в «Эдмонтоне» и «Анахайме», где помимо игровых проблем накопились и личные. А сам нападающий едва не умер при отравлении, потратив потом почти год на восстановление. Заканчивал игровую карьеру Герман уже в родном «Химике», в сорокалетнем возрасте, замкнув круг.
Потом опять, казалось навсегда, отправился в Канаду. Но неожиданное возвращение на родину через восемь лет состоялось уже в качестве тренера. Он неплохо работал «главным» с новокузнецким «Металлургом», «Спартаком», «Авангардом», «Трактором». Команды из-под его руки выходили нестандартные, со своим почерком, хотя глобальных успехов и не добивались.
В последние три сезона Герман Михайлович трудится в Петербурге с молодежными командами СКА. И с «сорок шестыми» даже выиграл Кубок Харламова, возглавив коллектив по ходу плей-офф.

Игорь ГУРФИНКЕЛЬ.

Хоккей Нефтехимик ХК
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в понедельник,

27 октября