В 70-е годы Виктор Звягинцев считался одним из лучших центральных защитников отечественного футбола. Трижды он входил в список 33 лучших футболистов сезона, причем в 1975-м под номером один.
Родился Звягинцев в Сталино, как тогда назывался Донецк. Практически всю жизнь был связан с донецким футболом, хотя несколько раз его пытались умыкнуть представители более титулованных клубов. В первый раз на Виктора положил глаз ЦСКА. В это время воспитанник донецкого футбола проходил службу в рядах киевского СКА. Команда эта выступала во второй всесоюзной лиге.
ЦСКА в сезоне-1970 стал чемпионом СССР, но уже в следующем году команда покатилась вниз в турнирной таблице. Главный тренер москвичей Валентин Николаев решил поискать резервы для усиления в других армейских командах. Благо, в СССР в каждом военном округе они были. Перспективных футболистов в многочисленных СКА хватало, хотя играли они во второй, реже в первой лиге. Уговорил Николаева повременить с переводом Звягинцева в Москву тренировавший киевлян Николай Маношин. «Сломаешь пацана! – привел он неотразимый аргумент. – Пусть год доиграет у меня». А там уж и «дембель» подоспел.
В сезоне-1975 «Шахтер» впервые в своей истории завоевал «серебро» всесоюзного чемпионата. Звягинцев был столпом обороны горняков, и на него обратили внимание тренеры сборной Валерий Лобановский и Олег Базилевич. Этот тандем считал, что у сборной должна быть базовая команда. Естественно, киевское «Динамо», которое они также тренировали. Под предлогом необходимости успешного выступления на Евро-1976 и Олимпиаде-1976 в ряды базовой команды вербовали игроков других клубов. Звягинцева уговорили подписать заявление о переходе в чартере, которым сборная СССР возвращалась из Швейцарии.
«В первую очередь, стимулом была «Волга», которую пообещали в случае перехода в киевское «Динамо» тренеры, во вторую – практически гарантированное место в составе сборной», - вспоминал Виктор, правда, уже после распада СССР. В советские времена расставлять такие приоритеты было настоящей крамолой. В Киеве Виктор задержался всего на сезон. Нагрузки Лобановского ему категорически не понравились, да и сборная поставленных задач не выполнила. В «Финал четырех» Евро-1976 не отобралась, уступив в четвертьфинале по сумме двух встреч команде Чехословакии, а в Монреале довольствовалась бронзовой медалью. Звягинцев после довольно резкого разговора с Лобановским попросил отпустить его обратно в Донецк.
В составе «Шахтера» он еще раз стал серебряным призером чемпионата СССР и обладателем Кубка СССР. В 1979 году горняки в чемпионате отстали от «Спартака» всего на два очка, а год спустя совершили круг почета с Кубком СССР, обыграв в финале тбилисское «Динамо». Удивительно, но с лидером, капитаном и легендой «Шахтера» в донецком клубе расстались без сожалений. Говорить начальству приятные вещи было не в стиле Звягинцева. На одном из командных собраний, когда куратор из обкома КПСС высказал недовольство результатами, Виктор не постеснялся вступить в дискуссию с всесильным боссом. Мол, давайте поменяемся местами: мы в вашем кабинете посидим, а вы за нас на поле попашите. Завершать карьеру Звягинцеву пришлось в 1981 году в симферопольской «Таврии».
Вернувшись в Донецк, Виктор с удивлением обнаружил, что таких денег, какие он зарабатывал в бытность футболистом, теперь на этом поприще никто не предлагает. Предложили ставку тренера в детско-юношеской спортивной школе - 180 рублей. Для многих советских людей в начале 80-х это была вполне достойная зарплата, но только не для бывшего игрока «Шахтера». Донецкий клуб выделялся в советском футболе условиями, которые создавались для игроков. Кроме стандартной ставки им доплачивали, оформляя на различные должности на шахтах.
Начальник участка шахты им. Горького, узнав о проблемах Звягинцева, у которого к моменту окончания карьеры уже были две дочери, пригласил к себе и сказал: «Хочешь зарабатывать в три-четыре раза больше, чем тренером в детской спортшколе?» Правда, не поверил, что экс-футболист придет к нему на работу. Звягинцев, для которого материальные стимулы всегда стояли на первом месте, пришел уже на следующий день. Написал заявление, получил шахтерскую робу, каску и фонарь – и спустился вниз.
Работал Виктор горнорабочим. В его обязанности входил контроль за трубопроводами, по которым в шахту подавались воздух и вода. Да и другой черновой работы хватало. Свой первый рабочий день экс-капитан «Шахтера» вспоминал с улыбкой: «Зашел в нарядную, где получали задание на смену шахтеры, а там сплошь футбольные болельщики! Они не могли понять, что я здесь делаю. Пока спускались вниз и добирались на мое рабочее место, раздал серию интервью. Шахтеры расспрашивали о футбольной кухне, а я им выдавал байку за байкой. Они получили такую информацию, о которой и не подозревали!»
В конце первого месяца работы в расчетном листке горнорабочего Звягинцева значилась зарплата 450 рублей. По советским временам, очень круто. Да еще и на пенсию вышел в 50 лет, ведь в шахте год считается за два. Именно нелегкий горняцкий труд сподвиг Виктора на возвращение в футбол. Он работал тренером, возглавлял Федерацию футбола Донецкой области, а еще стал арбитром. Судил сначала чемпионат СССР, а затем Украины. Бригаду Звягинцева называли «шахтерской». Ему ассистировали одноклубники по донецкому клубу Юрий Пьяных и Евгений Канана.
«На судейство меня благословили в шахте, - вспоминал Звягинцев. – Первый свисток подарил наш взрывник. Когда заряжают заряды, чтобы породу отстреливать, взрывники подают предварительный сигнал, чтобы все успели спрятаться. Мне этот свисток помог вернуться в футбол в качестве арбитра». Достаточно быстро Звягинцев получил звание судьи всесоюзной категории, которая котировалась и на «незалежной» Украине. Да и игроки воспринимали свистки легендарного в прошлом футболиста с пониманием.
Интересно, что старшая дочь легенды «Шахтера» Наталья вышла замуж за Виктора Онопко. Тоже центрального защитника, манеру игры которого поклонники футбола со стажем сравнивали со стилем Звягинцева. О своем зяте бывший футболист всегда отзывался очень тепло. Во всех интервью использовал фразу: «Мировой парень!» Следил и за спортивными успехами внучки, которая входила в сборную Испании по художественной гимнастике. Если сам Звягинцев даже после отлучек в другие города СССР неизменно возвращался в Донецк, то его зять сменил за карьеру множество украинских, российских и испанских клубов.
Весной 2022 года Звягинцева не стало. Хоронил его весь Донецк. Медики утверждали, что причиной смерти стал отрыв тромба. Хотя практически все говорили, что сказались и запредельные нагрузки Лобановского. Ведь многие игроки киевского «Динамо» ушли из жизни очень рано. Похоронен Звягинцев на кладбище «Донецкое море».
На этой неделе легенде советского футбола исполнилось бы 75.
Борис ХОДОРОВСКИЙ.