В 70-е годы Виктор Звягинцев считался одним из лучших центральных защитников отечественного футбола. Трижды он входил в список 33 лучших футболистов сезона, причем в 1975-м под номером один.
Родился Звягинцев в Сталино, как тогда назывался Донецк. Практически всю жизнь был связан с донецким футболом, хотя несколько раз его пытались умыкнуть представители более титулованных клубов. В первый раз на Виктора положил глаз ЦСКА. В это время воспитанник донецкого футбола проходил службу в рядах киевского СКА. Команда эта выступала во второй всесоюзной лиге.
ЦСКА в сезоне-1970 стал чемпионом СССР, но уже в следующем году команда покатилась вниз в турнирной таблице. Главный тренер москвичей Валентин Николаев решил поискать резервы для усиления в других армейских командах. Благо, в СССР в каждом военном округе они были. Перспективных футболистов в многочисленных СКА хватало, хотя играли они во второй, реже в первой лиге. Уговорил Николаева повременить с переводом Звягинцева в Москву тренировавший киевлян Николай Маношин. «Сломаешь пацана! – привел он неотразимый аргумент. – Пусть год доиграет у меня». А там уж и «дембель» подоспел.
В сезоне-1975 «Шахтер» впервые в своей истории завоевал «серебро» всесоюзного чемпионата. Звягинцев был столпом обороны горняков, и на него обратили внимание тренеры сборной Валерий Лобановский и Олег Базилевич. Этот тандем считал, что у сборной должна быть базовая команда. Естественно, киевское «Динамо», которое они также тренировали. Под предлогом необходимости успешного выступления на Евро-1976 и Олимпиаде-1976 в ряды базовой команды вербовали игроков других клубов. Звягинцева уговорили подписать заявление о переходе в чартере, которым сборная СССР возвращалась из Швейцарии.
«В первую очередь, стимулом была «Волга», которую пообещали в случае перехода в киевское «Динамо» тренеры, во вторую – практически гарантированное место в составе сборной», - вспоминал Виктор, правда, уже после распада СССР. В советские времена расставлять такие приоритеты было настоящей крамолой. В Киеве Виктор задержался всего на сезон. Нагрузки Лобановского ему категорически не понравились, да и сборная поставленных задач не выполнила. В «Финал четырех» Евро-1976 не отобралась, уступив в четвертьфинале по сумме двух встреч команде Чехословакии, а в Монреале довольствовалась бронзовой медалью. Звягинцев после довольно резкого разговора с Лобановским попросил отпустить его обратно в Донецк.
В составе «Шахтера» он еще раз стал серебряным призером чемпионата СССР и обладателем Кубка СССР. В 1979 году горняки в чемпионате отстали от «Спартака» всего на два очка, а год спустя совершили круг почета с Кубком СССР, обыграв в финале тбилисское «Динамо». Удивительно, но с лидером, капитаном и легендой «Шахтера» в донецком клубе расстались без сожалений. Говорить начальству приятные вещи было не в стиле Звягинцева. На одном из командных собраний, когда куратор из обкома КПСС высказал недовольство результатами, Виктор не постеснялся вступить в дискуссию с всесильным боссом. Мол, давайте поменяемся местами: мы в вашем кабинете посидим, а вы за нас на поле попашите. Завершать карьеру Звягинцеву пришлось в 1981 году в симферопольской «Таврии».
Вернувшись в Донецк, Виктор с удивлением обнаружил, что таких денег, какие он зарабатывал в бытность футболистом, теперь на этом поприще никто не предлагает. Предложили ставку тренера в детско-юношеской спортивной школе - 180 рублей. Для многих советских людей в начале 80-х это была вполне достойная зарплата, но только не для бывшего игрока «Шахтера». Донецкий клуб выделялся в советском футболе условиями, которые создавались для игроков. Кроме стандартной ставки им доплачивали, оформляя на различные должности на шахтах.
Начальник участка шахты им. Горького, узнав о проблемах Звягинцева, у которого к моменту окончания карьеры уже были две дочери, пригласил к себе и сказал: «Хочешь зарабатывать в три-четыре раза больше, чем тренером в детской спортшколе?» Правда, не поверил, что экс-футболист придет к нему на работу. Звягинцев, для которого материальные стимулы всегда стояли на первом месте, пришел уже на следующий день. Написал заявление, получил шахтерскую робу, каску и фонарь – и спустился вниз.
Работал Виктор горнорабочим. В его обязанности входил контроль за трубопроводами, по которым в шахту подавались воздух и вода. Да и другой черновой работы хватало. Свой первый рабочий день экс-капитан «Шахтера» вспоминал с улыбкой: «Зашел в нарядную, где получали задание на смену шахтеры, а там сплошь футбольные болельщики! Они не могли понять, что я здесь делаю. Пока спускались вниз и добирались на мое рабочее место, раздал серию интервью. Шахтеры расспрашивали о футбольной кухне, а я им выдавал байку за байкой. Они получили такую информацию, о которой и не подозревали!»
В конце первого месяца работы в расчетном листке горнорабочего Звягинцева значилась зарплата 450 рублей. По советским временам, очень круто. Да еще и на пенсию вышел в 50 лет, ведь в шахте год считается за два. Именно нелегкий горняцкий труд сподвиг Виктора на возвращение в футбол. Он работал тренером, возглавлял Федерацию футбола Донецкой области, а еще стал арбитром. Судил сначала чемпионат СССР, а затем Украины. Бригаду Звягинцева называли «шахтерской». Ему ассистировали одноклубники по донецкому клубу Юрий Пьяных и Евгений Канана.
«На судейство меня благословили в шахте, - вспоминал Звягинцев. – Первый свисток подарил наш взрывник. Когда заряжают заряды, чтобы породу отстреливать, взрывники подают предварительный сигнал, чтобы все успели спрятаться. Мне этот свисток помог вернуться в футбол в качестве арбитра». Достаточно быстро Звягинцев получил звание судьи всесоюзной категории, которая котировалась и на «незалежной» Украине. Да и игроки воспринимали свистки легендарного в прошлом футболиста с пониманием.
Интересно, что старшая дочь легенды «Шахтера» Наталья вышла замуж за Виктора Онопко. Тоже центрального защитника, манеру игры которого поклонники футбола со стажем сравнивали со стилем Звягинцева. О своем зяте бывший футболист всегда отзывался очень тепло. Во всех интервью использовал фразу: «Мировой парень!» Следил и за спортивными успехами внучки, которая входила в сборную Испании по художественной гимнастике. Если сам Звягинцев даже после отлучек в другие города СССР неизменно возвращался в Донецк, то его зять сменил за карьеру множество украинских, российских и испанских клубов.
Весной 2022 года Звягинцева не стало. Хоронил его весь Донецк. Медики утверждали, что причиной смерти стал отрыв тромба. Хотя практически все говорили, что сказались и запредельные нагрузки Лобановского. Ведь многие игроки киевского «Динамо» ушли из жизни очень рано. Похоронен Звягинцев на кладбище «Донецкое море».
На этой неделе легенде советского футбола исполнилось бы 75.

Борис ХОДОРОВСКИЙ.

Футбол Звягинцев Виктор
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в понедельник,

27 октября