Великий актер пожелал нашим читателям: «Ощущайте радость каждого дня. Каждый день - это подарок. А футбол - это то, что мне необходимо как лекарство»

Народный артист России, давний болельщик московского «Локомотива» пообщался с нашим корреспондентом накануне своего 80-летнего юбилея. Голос у Баринова бодрый, настроение хорошее. Валерий Александрович в самом начале разговора сообщил, что уже готовится к походу на кубковый матч со «Спартаком», где его ждут…

- Валерий Александрович, завтра вам исполнится 80 лет. С каким чувством ждете юбилей? Не страшит внушительное число?
- А отчего меня должны страшить эти цифры? Они уже пришли (смеётся). Можно говорить, что мне уже 80. Не в том же дело, что ты уснул пятидесятилетним, проснулся - а тебе восемьдесят. Вот от такого можно испугаться. А мои 80 постепенно накапливались, так что я готов. Мои года - моё богатство.
Хотя есть момент удивления. Никогда не думал, что доживу до восьмидесяти лет. Так складывалось, что мужчины у нас умирали довольно рано. Я теперь долгожитель. Работаю, двигаюсь, езжу, летаю. Есть меткое выражение одного из ветеранов-хоккеистов. Его спросили о том, как жизнь протекает, а он ответил: «Нормально! Шайбу вижу, но не бегу». Вот я тоже пока шайбу вижу, но не бегу. Но если дают хороший пас, то я еще справляюсь. Так что… работаю. Меня радует, что работа доставляет удовольствие. Хотя, признаюсь, иногда хочется остаться в деревне, смотреть на снегирей, на выпавший снег... Но пока не до этого. Пока меня волнуют футбольные страсти, как сыграет мой «Локомотив».
Вы знаете, мне к юбилею подарок сделали: в предстоящем кубковом матче со «Спартаком» предложили ударить по мячу. Интересно, добегу я до середины поля? Попаду ли по мячу?

Ушла эпоха Симоняна… Васи

- Сразу хочу сказать, что печален я от того, что ушел из жизни Никита Палыч Симонян. Мы дружили. Ушел на сотом году, но мне все равно грустно.
- Никита Павлович светлым человеком был...
- Вообще не помню, чтобы он злился. Что касается футбола, да, мог завестись. А в жизни удивительно спокойным был. Они с женой были уникальной парой. Она звала его Васей.
- Это как?
- Я тоже, когда здоровался, говорил: «Приветствую, Василий Павлович!» Народ кругом удивлялся, не понимал. Когда-то в годы моего детства была популярна песня «Мой Вася». Там был куплет: «И если Симонян забил в ворота, то мне казалось, что это сделал ты. Мой Вася!» Поэтому жена звала его Васей. Его уход… Эпоха-то его давно ушла, немножко не дотянул до ста. Прожил великую жизнь. Жизнь, достойную примера и подражания.
- Вы ровесник Великой Победы. Детство у вас с чем ассоциируется? Тяжело было?
- Да, я родился в год Победы. Детство все равно ассоциируется с радостью, таково восприятие жизни. Мы считали, что такие обстоятельства, такая и есть жизнь. Сравнить было не с чем. Радость общения, вот что помню. Футбол, походы в кино - развлечения были редкими. Было много обязанностей чисто деревенских. Надо было накосить травы, пасти скот. Всякого хватало. Как ни странно, обязанности эти еще и удовольствие приносили. Когда остаешься один на один с природой целый день - это же здорово. Ты и стадо коров, овец. В эти моменты разыгрываются любые фантазии, а природа к этому располагает. Так что детство - это радость все равно. Конечно, помню, тяжелые моменты. Помню, как после войны люди погибали, подрывались.
- Это страшно.
- Однажды у нас прямо в классе был взрыв. Принес человек капсюль от авиабомбы. Нашел где-то, под Орлом ведь шли страшные бои. И рвануло в школе. Но это все лишь трагические вкрапления. Как-то после съемок в Париже меня спросили в интервью на французском телевидении: «Как вы переживали годы застоя?».
- И что вы ответили?
- Что никакого застоя не помню. Я молод, влюблен, и всё у меня стояло. Так и ответил. Но мне кажется, что сейчас молодым гораздо сложнее, хотя у них гораздо больше технических возможностей. Но жизнь, считаю, у молодых сейчас тяжелее.

«Остановиться, оглянуться, внезапно, вдруг, на вираже…»

- Раньше читали, ходили в театры. А сейчас у молодежи клиповое мышление. Хотят все успеть за пять минут.
- Конечно, это проблема. Имел счастье и честь общаться с режиссером Гринуэем. Он сказал, что знает, когда погиб кинематограф. Знаете, когда? Когда изобрели пульт для телевизора. То есть человек перестал вникать в суть и начал перескакивать на другую программу. Часто так люди и скачут по жизни. В этом большая-большая проблема.
Замечательный был поэт Аронов. Ему принадлежат строки: «Остановиться, оглянуться, Внезапно, вдруг, на вираже, На том случайном этаже, Где вам доводится проснуться. Ботинком по снегу скребя, Остановиться, оглянуться, Увидеть день, дома, себя И тихо-тихо улыбнуться…»
Это к тому, что иногда надо остановиться и осмотреться, понять, где же ты, куда пришел.
- Расскажите, как в вашей жизни появились театр, кинематограф и футбол?
- Футбол…Такое ощущение, что он родился вместе с тобой. Когда первый раз ударил по мячу, когда первый раз увидел игру. Помню свой первый матч: курское «Динамо» приехало в Орел, играли. А мы пытались с мальчишками пролезть через забор и увидеть футбол.
После войны люди стремились попасть на футбол, стремились быть вместе. Стадионы были полные. Даже когда играли заводские команды. А играть в футбол - это радость физического ощущения себя. Это ты: твои ноги, руки, голова. Это страсть, которая входит достаточно органично в каждого человека. Мне, например, непонятны люди, равнодушные к футболу. Потребность в нем остается навсегда. Это как потребность в детстве. Я человек творческой профессии, поэтому могу сказать, что сохраненное во мне детство очень важно для моей работы, восприятия мира. Мир надо воспринимать открытыми детскими глазами с осмысленностью. Так что футбол - это то, что мне необходимо как лекарство.
Что касается театра, то я вышел в самодеятельности на сцену в шесть лет. Это послевоенное время, 1952 год, война еще не так давно закончилась. В зале сидели люди в гимнастерках, в которых пришли с войны. Жизнь была бедная. И ощущение того, что люди плачут от того, что я читаю стихи, как-то вошло в меня и осталось. Сцена - это возможность дышать с огромным количеством людей в одном ритме. И понимать, что вот ты сделал так - и они плачут. А сделаешь иначе, они засмеются… Это покруче наркотика.
А кино… Это было чудо, которое привозили к нам в деревню. Приезжала передвижка, заводили генератор, который трещал, вывешивали белую простыню. На ней творились чудеса. Простыню часто я сам притаскивал из дома, за что пускали меня бесплатно сидеть на полу смотреть. А потом удивлялся, куда все это делось с той белой тряпочки, которую я нес домой. Кино для меня по-прежнему чудо. Недавно у меня была премьера в Петербурге, в Александринке - «Авиатор». Я вышел на сцену, на которой впервые оказался 57 лет назад. Это особое было состояние. И вдруг там показывают кино. Увидел фотографии: Симонов, Меркурьев… С этими людьми я выходил на сцену. Мальчишкой я их видел на белом полотне, а потом был с ними на сцене - и можно представить, какие чувства испытал, вновь появившись в этом театре 57 лет спустя…

В «Локомотиве» играют мальчишки. Выдержат ли всю дистанцию?

- Если футбол для вас лекарство, то Юрий Палыч Семин - персональный доктор?
- Юрий Палыч - друг. Объяснить дружбу и любовь достаточно трудно, хотя к концу жизни ты понимаешь, что это такое. Судьба выбрала так, что мы выросли вместе, мы - почетные граждане города Орла. Друг - это тот человек, на стороне которого ты будешь даже тогда, когда он неправ.
А что касается любви… Любовь - это способность, данная человеку богом, пожертвовать собой во имя предмета любви. Все остальное наносное. А если ты можешь пожертвовать собой ради того, чтобы другому было лучше, это и есть любовь. Такие вот выводы к 80 годам. Ночью просыпаешься, думаешь - вот такая стариковская бессонница.
- Вопросы, которые наверняка вас волнуют сегодня. Когда ваш «Локомотив» станет чемпионом вновь? Когда нас вернут на международную арену?
- Предпосылки к чемпионству есть, но играют мальчишки. Выдержат ли дистанцию? Тренер (Михаил Галактионов) у нас очень хороший, он молодец, но надо, чтобы его хватило. Очень важно, чтобы сошлись команда и начальство. В случае с «Локомотивом» это особенно важно. Семин не выпадал из тройки, постоянно был в Лиге чемпионов. Команда играла лучше или хуже, очень трудно было спорить с «Зенитом», но Семин спорил. А сейчас важно, чтобы ребят хватило на вторую часть дистанции. Начали они радостно, но важно не успокоиться. Четвертое место, отставание от лидера минимальное... Не буду говорить про чемпионство, но если «Локомотив» будет в тройке - это станет достижением.
А что касается того, когда вернут… Когда победим. Вот мы победим и вернемся. А так нас никто возвращать не будет.
- Что вы пожелаете нашим читателям?
- Каждый день, каждую минуту ощущайте, когда вам хорошо. Отмечайте моменты радости. И радуйтесь жизни. Не ждите, что сегодня хорошо, а завтра будет лучше. Ощущайте радость каждого дня. Каждый день - это подарок.
Вот беременная женщина говорит старухе: «Я беременна, что мне делать, чтобы ребенок вырос хорошим человеком?» Ответ старухи: «Научи его вовремя смеяться и вовремя плакать, остальное он поймет сам». Так что радуйтесь жизни. Я пью за сегодняшний день.
Константин РОМИН.

Футбол Локомотив ФК Баринов Валерий Симонян Никита
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в пятницу,

28 ноября