Сегодня, когда питерскими болельщиками даже второе место в чемпионате России воспринимается как неудача, итоги сезона-1980 не кажутся поводом для праздничных воспоминаний. Однако в то время ленинградская команда совсем не считалась лидером отечественного футбола и не могла собрать под свои знамена сильнейших футболистов лиги. «Бронза», завоеванная в олимпийский год, стала настоящим праздником. Ведь до этого сезона лучшим достижением «Зенита» в чемпионате СССР были четвертые места в 1958 году и в осеннем чемпионате 1976-го.
Команда «Отца Всех Наших Побед»
В 1978 году «Зенит» возглавил Юрий Морозов, которого через много лет фанаты назовут ОВНП - Отец Всех Наших Побед. А тогда он только начинал свою тренерскую карьеру. В послужном списке 43-летнего специалиста была лишь работа в штабе московского «Спартака», где он отвечал за научное обеспечение тренировок, и сезон в выступавшем в первой лиге ленинградском «Динамо». Два первых зенитовских сезона у Морозова ушли на знакомство с реалиями высшей лиги и создание команды, способной воплотить на поле его тренерские идеи. В 1978 и 1979-м ленинградцы финишировали на 10-м месте.
Перед началом нового сезона Морозов решил кардинально обновить состав. Он расстался со многими игроками, которые еще в 1979-м определяли игру команды. Покинули «Зенит» защитники Михаил Лохов, Владимир Лагойда, Валерий Якимцов, Вячеслав Дектерев, нападающие Андрей Редкоус и Александр Распутин. Всего две игры провел в «бронзовом» сезоне Анатолий Зинченко, который уехал в венский «Рапид» и стал первым советским футболистом, заключившим контракт с профессиональным европейским клубом.
Вместе с ветеранами «Зенита», многие из которых пришли в команду еще при Германе Зонине, костяк коллектива, завоевавшего «бронзу», составили молодые воспитанники ленинградских футбольных школ: 22-летний Сергей Веденеев, 21-летние Юрий Герасимов и Юрий Желудков, 20-летний Алексей Степанов, который был капитаном сборной Ленинграда, выигравшей в 1979-м престижный турнир «Переправа», 19-летний Александр Захариков, 18-летний Владимир Долгополов, 17-летний Валерий Брошин. Все они в 1984-м завоюют «золото» в составе уже садыринской команды.
Морозов не скрывал, что придерживается схожих с главным тренером киевского «Динамо» Валерием Лобановским взглядов на футбол. Их кредо - физическая подготовка, прессинг, скорость, быстрый переход из обороны в атаку. Свою тренировочную методику Юрий Андреевич разработал теоретически и обкатал за сезон в ленинградском «Динамо».
«Придя в «Зенит», Морозов собрал опытных игроков и сформулировал стоящую перед нами задачу: создать коллектив, способный бороться за медали, - вспоминал Владимир Казаченок. - Для решения этой задачи необходимо было повысить уровень тренировочных нагрузок. Хотя нагрузки, которые давал Юрий Андреевич, поначалу казались непереносимыми. Морозов много времени уделял теоретическим занятиям. Видеозаписи разбирали и у макета моделировали различные ситуации».
Голкипер из чемпионской «Зари» и его дублеры
Сезон-1980 начинался с группового этапа Кубка СССР, на котором 48 команд высшей и первой лиги были разбиты на восемь зон. Матчи проходили в конце февраля - начале марта в республиках Средней Азии и Закавказья, а также в Закарпатье и в районе Сочи. В сочинскую группу попал и «Зенит». Начали ленинградцы «за здравие», отгрузив три безответных мяча «Факелу», который в итоге стал победителем группы. Затем последовало поражение от «Крыльев Советов» и три ничьи. В том числе, с московским «Спартаком», который составил компанию воронежцам, выйдя в плей-офф из сочинской группы.
Чемпионат страны питерцы начали с поражения в Алма-Ате - 0:2. Ворота «Зенита» в этой игре защищал приглашенный из кутаисского «Торпедо» Михаил Квернадзе, который всего на год задержался в Ленинграде. В сезоне-1979 без замен отыграл чемпион СССР 1972 года в составе «Зари» Александр Ткаченко. Из Ворошиловграда его отпустили без сожалений. Мол, ветеран, который уже не сможет принести пользу команде.
«В Ленинград сам напросился, - вспоминал в одном из интервью Ткаченко. - Чувствовал в себе силы еще несколько сезонов поиграть. В «Зените» тогда были только два молодых вратаря, и через своего одноклубника по «Заре» Сергея Кузнецова, который тогда играл в Ленинграде, поинтересовался у Морозова, нужен ли ему опытный голкипер. Через полчаса Юрий Андреевич сам перезвонил».
Как рассказал Ткаченко, в Ленинграде он получал в полтора раза больше, чем в Ворошиловграде. Возможно, разговоры о том, что «Зенит» был беднейшей командой в советском чемпионате, а играли футболисты за «стрелку» и Ростральные колонны, не соответствуют действительности. Ткаченко запомнились еще и походы в универмаг, где зенитовцы могли прикупить недоступные для рядовых советских граждан товары.
Сразу же после «бронзового» сезона опытный голкипер, который и в 1980-м сыграл 26 матчей, вернулся в Ворошиловград. Уезжать не хотел, но руководство «Зари» неожиданно изменило мнение о перспективах голкипера. В 32 его готовы были проводить на пенсию, а в 34 он снова понадобился ворошиловградской команде. Ленинградский климат не подошел дочке Ткаченко, и она вместе с мамой вернулась домой. В Ворошиловграде супругу Ткаченко пообещали уволить с работы и отобрать у нее квартиру. В Ленинграде у голкипера было лишь служебное жилье, вот и пришлось возвращаться в «Зарю».
С «Зенитом» Ткаченко расстался по-доброму. На прощание ему предоставили возможность купить по госцене «Волгу», мечту всех советских футболистов. На ней Александр и приехал в Ворошиловград. В сезоне-1980 дебютировал в основном составе «Зенита» Михаил Бирюков, сыгравший в двух матчах. Через четыре года он отыграет весь сезон в команде Садырина без замен. Бирюков всегда с теплотой отзывался о Ткаченко, который помогал ему советами на тренировках.
Домашние стадионы «Зенита»-1980
После стартовой неудачи в Алма-Ате путь «Зенита» лежал в Ужгород. Команды высшей лиги в Закарпатье в советские времена не было. Только напомним, что сезон был необычный, олимпийский. В Москве, Ленинграде, Киеве и Минске стадионы, где должны были проходить игры олимпийского футбольного турнира, были на реконструкции. Вот и пришлось киевским динамовцам пользоваться аренами на всей Украине. Матчи еврокубков в Харькове играли, а для первых игр всесоюзного чемпионата выбран был областной центр Закарпатья.
«Зенит» увез из Ужгорода важное очко. После дубля Герасимова гости из Ленинграда вели - 2:0, но гости из Киева сумели отыграться. В «бронзовом» сезоне домашние матчи «Зенит» провел на четырех аренах. Кроме стадиона им. Кирова (ныне - «Газпром Арена») на реконструкцию был поставлен стадион им. Ленина (ныне - «Петровский»). Два первых домашних матча «Зенит» провел на стадионе «Кировец» у Нарвских ворот.
Всеми правдами и неправдами на следующие игры с «Нефтчи» и «Пахтакором» собрались, по официальным данным, 12 тысяч зрителей. Хотя, лично побывав на этих матчах, не исключаю, что и больше. Сидели не только на деревянных лавках трибун, но и на крыше опоясывающего поле спортивного зала, построенного в стиле конструктивизма. О качестве поля лучше не вспоминать. Сегодня, когда в РФС есть специальная комиссия по лицензированию арен, на нем точно бы не разрешили проводить поединок чемпионата страны. Только в 1980-м никто на такие «мелочи» внимания не обращал.
В двух первых домашних встречах «Зенит» одержал победы, забив и «Нефтчи», и «Пахтакору» по одному, но победному голу. Забегая вперед, скажем, что в «бронзовом» сезоне в Ленинграде команда Морозова не проигрывала, да и ничью на берегах «Невы» соперники считали большой удачей. Традиционное начало летнего сезона 2 мая «Зенит» отметил победой над ростовчанами на стадионе им. Ленина. К шестому туру питерцы поднялись на третью строчку в турнирной таблице, вот тогда, как признавались многие футболисты, впервые появились мысли о медали. Хотя изначально такую цель никто не озвучивал. Задачей было попасть в шестерку.
Несколько остудил горячие головы выезд в Тбилиси. Команда Нодара Ахалкаци разгромила «Зенит» - 5:1. За этим последовала домашняя ничья со «Спартаком» (1:1) и поражение на выезде от ЦСКА (1:2). Дома отыгрались на «Торпедо» (3:1), затем последовали две ничьи с динамовскими командами Москвы (1:1) и Минска (2:2). Из тройки опустились, но ненамного.
Подпортил настроение разгром в Донецке в 14-м туре в дебютной игре Бирюкова. «Шахтер» одержал волевую победу - 5:2, причем четыре мяча забил в концовке матча за семь минут. И дальше продолжалось как на качелях: неудачу в Донецке сменила победа в Москве над «Локомотивом» (4:2). За домашним выигрышем у «Карпат» (1:0) последовало поражение в Одессе (0:2), Правда, между этими матчами была месячная олимпийская пауза. На промежуточном финише «Зенит» занимал 3-е место, имея минимальный отрыв от четырех команд.
«Сектор 33 в непогоду, в зной...»
Многие ждали, что «Зенит», как принято говорить, «поплывет». Опыта борьбы за медали у ленинградской команды не было. Помог команде месячный перерыв, связанный с проведением Олимпиады-80. После возобновления чемпионата «Зенит» выдал беспроигрышную серию из семи матчей, среди которых выделим ничью с долгое время лидировавшим «Спартаком» - 1:1. Гол со «стандарта» забил Юрий Желудков, словно репетируя два мяча-красавца в ворота Рената Дасаева в чемпионском сезоне.
Эта игра стала примечательной еще и благодаря первому массовому выезду фанатов. «Бронзовый» сезон считается годом зарождения фан-движения «Зенита». Возникло оно спонтанно. Практически перед каждой игрой у большой таблицы, которая была установлена рядом со стадионом, собирались болельщики поговорить о футболе и любимой команде. Задолго до появления интернета в Ленинграде была сеть распространения информации обо всем, что связано с футболом.
На игре с «Карпатами» (1:0), которая состоялась 4 июля на стадионе им. Кирова, впервые заявил о себе сектор 33. Он не умолкал на протяжении всей игры, гнал зенитовцев на ворота львовян. Это так понравилось фанатам, что они договорились и впредь собираться на секторе 33, который вошел даже в официальный гимн «Зенита». Атрибутику тогда в магазинах клуба купить было нельзя по причине отсутствия и магазинов, и атрибутики. Для звуковых эффектов использовались пионерские горны и милицейские свистки, а для изготовления серпантина... автобусные билетные ленты. На маршруте, который заканчивался у стадиона в дни игр, их перестали заправлять в кассовые аппараты.
Перед игрой со «Спартаком» фанаты договорились организованно отправиться в Москву поддержать свою команду. Кто-то на поезде, кто-то на «собаках», как на фанатском жаргоне называли электрички. Это сейчас проехать без билета даже до Любани практически невозможно, а в 1980-м и турникетов на станциях не было, и контролеры в вагонах появлялись нечасто. А когда появлялись, от них можно было ускользнуть и с какими-то пятью пересадками бесплатно добраться до Москвы. Романтическое было время!
Кроссовки Морозова не удержали Швецова в Питере
Осенью у «Зенита» случился короткой спад, обернувшийся поражениями от «Торпедо» и минского «Динамо» с одинаковым счетом - 0:2. Только ленинградцы все равно оставались в числе лидеров, конкурируя за 3-е место с тбилисским «Динамо». Ключевой стала очная встреча команд на стадионе им. Кирова. Мороз «-8», подогрева на поле нет, а о крыше над ареной тогда и мечтать не приходилось. Проблема заключалась еще и в том, в какой обуви играть.
Перед игрой ведущие игроки грузинской команды Давид Кипиани и Тенгиз Сулаквелидзе поинтересовались у нападающего «Зенита» Сергея Швецова, в чем выйдут на поле зенитовцы. В Ленинград Швецов перебрался из Кутаиси, где начинал заниматься футболом. Он свободно говорил по-грузински, а вот по-русски - с заметным акцентом. Швецов сказал землякам, что питерцы выйдут в бутсах, но это оказалось дезинформацией.
Зенитовцы вышли в кроссовках, а тбилисцы - в бутсах, в которых скользили по промерзшему газону. Заметим, что у Швецова кроссовок не было. Одолжил форварду свои финские Морозов. И не пожалел. Сергей оформил дубль, а в середине второго тайма Желудков довел счет до разгромного. Правда, в течение трех минут Александр Чивадзе и Рамаз Шенгелия сократили отставание до минимума, но большего гостям добиться не удалось. В важнейшем матче, фактически определившем судьбу бронзовых медалей, победа осталась за «Зенитом» - 3:2.
В 1980-м Швецов проявил себя ярко, но на церемонии вручения бронзовых медалей его не было. Он совершил немыслимый, по тем временам, поступок: в середине сезона написал заявление о переходе в «Спартак». Несколько месяцев удавалось держать планы в секрете, но в декабре в Ленинграде об измене узнали.
Со Швецова сняли звание мастера спорта, исключили из комсомола, в ленинградских газетах появились гневные статьи, заклеймившие предателя. Даже Владимиру Быстрову, воспитаннику «Зенита», ушедшему в 2005-м в «Спартак», досталось меньше. «Не понимал такой реакции в Ленинграде на мой уход, - рассказал много лет спустя Швецов. - До меня в «Зените» играл Редкоус, был основным игроком, ушел в «Торпедо» - и ничего. А меня объявили предателем!»
Есть и еще одна версия случившегося. За сборную Швецов сыграл всего один матч. На сборах национальной команды тренировавший ее Валерий Лобановский, проходя мимо спартаковца, мимоходом бросил: «Сергей, как же так? Мы же с Морозовым договорились, что после сезона переходишь в киевское «Динамо», а ты сбежал в «Спартак».
В «Спартаке», по большому счету, карьера Швецова не сложилась, и он вернулся туда, где начинал - в кутаисское «Торпедо». Вот только в декабре 1980-го действия «изменника» произвели большое впечатление на фанатов, одним из которых был скромный студент ФИНЭКа Алексей Миллер. Об этом в своей книге «Вертикаль «Зенита» написал Геннадий Орлов.
«В свои 18 лет впервые задумался о том, насколько же «Зенит» уступает многим советским клубам, тому же «Спартаку», в финансовой и административной мощи, - рассказывал глава ПАО «Газпром». - Можно, оказывается, поманить молодого талантливого парня - и пятимиллионный город со всеми его предприятиями, партийными комитетами и комсомольскими организациями не может ничего сделать, чтобы отвадить его от московских - и не только московских искусителей. Было ощущение боли и обиды за родной город, за любимый клуб, за зенитовскую стрелку. Дал тогда слово, что, когда у меня появится возможность, обязательно помогу команде всем, чем смогу».
Нужно ли сейчас напоминать о том, что свое слово студент Миллер сдержал!
Победная концовка в СКК
Заключительные домашние матчи чемпионата «Зенит» проводил под крышей построенного к Олимпиаде СКК им. Ленина. Ныне на месте снесенной арены, помнившей о славных зенитовских победах в 80-х, располагается крупнейший в мире ледовый дворец, где почему-то играют «Шанхайские Драконы». Очень веселым получился матч с практически обеспечившими себе чемпионство киевскими динамовцами. Как и в Ужгороде, сыграли 2:2. В ворота гостей было назначено два пенальти. Первый, на 29-й минуте, Казаченок не реализовал, но на 62-й снова вышел к «точке» и на этот раз переиграл Юрия Роменского.
Было очень много разговоров о том, что игры между «Зенитом» и киевским «Динамо» в сезоне-1980 были договорными. Но никаких доказательств кроме указаний на крепкую дружбу между Морозовым и Лобановским нет.
За победу тогда давали два очка, а за ничью одно. Чтобы у команд не было искушения заранее разделить очки дома и в гостях, в чемпионате СССР существовали лимит ничьих. В 1980 году только за десять начислялись очки, а за все последующие - нет. Особенно пострадали московские динамовцы, не досчитавшиеся четырех очков, а вот «Зенит» уложился в лимит, сыграв вничью ровно 10 раз. Годом ранее лимит ничьих был строже - 8 игр.
Завершала сезон команда Морозова в СКК матчем с «Кайратом». Выходя на него, зенитовцы уже знали, что тбилиссцы проиграли в Минске своим одноклубникам и бронзовые медали отнять у ленинградцев не смогут. Тем не менее, ленинградцы завершили сезон на победной ноте. Гол Желудкова со штрафного позволил взять реванш за стартовое поражение в Алма-Ате.
Кубок прогресса и поздравления от БДТ
В январе в заполненном до отказа зале ДК им. Ленсовета «Зениту» вручили не только бронзовые медали, но и Кубок прогресса. В СССР многие издания учреждали призы большого футбола, которые считались престижными наградами. Вот и киевская «Рабочая газета» (была и такая в государстве рабочих и крестьян) учредила приз, который вручался команде, сумевшей подняться в таблице на наибольшее количество строчек по сравнению с прошлым годом.
В список «33 лучших футболистов СССР» под третьими номерами на своих позициях вошли Герасимов, Желудков и Казаченок
«Перед началом сезона мы ставили целью попасть в шестерку сильнейших и взятые на себя обязательства перевыполнили, - отчитался перед болельщиками в стилистике тех лет Морозов. - Приятно осознавать, что проделанная колоссальная работа принесла результаты».
Чествование команды тоже можно было назвать репетицией грандиозного праздника, который закатили в СКК в январе 1985-го по случаю чемпионства «Зенита». Там коллектив БДТ показал настоящий капустник на футбольную тему с участием всех звезд прославленного театра. Впрочем, и четырьмя годами ранее капитан футбольной команды БДТ Кирилл Лавров, друживший с Морозовым, вывел свою «банду» на сцену.
В следующем сезоне «Зенит», увы, заслужил Кубок регресса, заняв в чемпионате СССР-1981 15-е место и остановившись в шаге от вылета из высшей лиги. Только такого приза даже журнал «Крокодил» не учреждал.
Борис ХОДОРОВСКИЙ.
«Зенит» в сезоне-1980: кто играл, кто забивал
Вратари: Александр Ткаченко - 26 матчей (29 пропущенных мячей), Михаил Квернадзе - 6 (- 6), Михаил Бирюков - 2 (- 7).
Защитники: Сергей Бондаренко - 32, Анатолий Давыдов - 31, Владимир Голубев - 30, Алексей Степанов - 30 (1 гол), Геннадий Игнатович - 12, Валерий Золин - 1, Сергей Подгорный - 1.
Полузащитники: Вячеслав Мельников - 29 (5), Николай Ларионов - 27 (3), Владимир Долгополов - 20 (1), Игорь Яковлев - 19 (3), Сергей Веденеев - 12, Валерий Брошин - 8 (1), Александр Захариков - 2, Сергей Худорожков - 2.
Нападающие: Владимир Казаченок - 31 (12), Юрий Герасимов - 30 (7), Юрий Желудков - 27 (9), Юрий Тимофеев - 21 (4), Сергей Швецов - 18 (4), Владимир Клементьев - 18, Анатолий Зинченко - 2, Александр Усанов - 2.
Автогол Сергей Пригода («Торпедо» Москва).
ЧЕМПИОНАТ СССР-1980. Итоги
| И | В | Н | П | М | O | |
| «Динамо» К | 34 | 21 | 9 | 4 | 63-23 | 51 |
| «Спартак» | 34 | 18 | 9 | 7 | 49-26 | 45 |
| «ЗЕНИТ» | 34 | 16 | 10 | 8 | 51-42 | 42 |
| «Динамо» Тб | 34 | 16 | 7 | 11 | 51-32 | 39 |
| ЦСКА | 34 | 13 | 12 | 9 | 36-32 | 36 (-2) |
| «Шахтер» | 34 | 13 | 9 | 12 | 45-40 | 35 |
| «Черноморец» | 34 | 13 | 9 | 12 | 37-37 | 35 |
| «Арарат» | 34 | 11 | 11 | 12 | 39-43 | 32 (-1) |
| СКА Р | 34 | 11 | 10 | 13 | 41-47 | 32 |
| «Динамо» Мн | 34 | 11 | 12 | 11 | 41-42 | 32 (-2) |
| «Торпедо» | 34 | 10 | 11 | 13 | 28-32 | 30 (-1) |
| «Кайрат» | 34 | 10 | 11 | 13 | 33-44 | 30 (-1) |
| «Нефтчи» | 34 | 10 | 9 | 15 | 29-41 | 29 |
| «Динамо» М | 34 | 9 | 14 | 11 | 32-33 | 28 (-4) |
| «Кубань» | 34 | 9 | 10 | 15 | 32-43 | 28 |
| «Пахтакор» | 34 | 9 | 8 | 17 | 26-43 | 26 |
| «Карпаты» | 34 | 9 | 8 | 17 | 23-46 | 26 |
| «Локомотив» | 34 | 8 | 9 | 17 | 34-44 | 25 |