2025: главные даты уходящего года
Практически незамеченным остался в нашем городе знаковый спортивный юбилей: 31 марта 1975 года, победив в забитом под завязку «Юбилейном» московский ЦСКА, впервые в истории «золото» чемпионата СССР завоевал возглавляемый Владимиром Петровичем Кондрашиным и ведомый Александром Беловым «Спартак». Уже полвека прошло, многих игроков «золотой» команды уже нет с нами. Да и поколение баскетбольных болельщиков, для которых питерский клуб был всем, пошло на убыль. К сожалению, нынешние лидеры клубов Единой лиги ВТБ с легкостью, порой даже по ходу сезона меняют форму, переходя из команды в команду.
Подарок для болельщиков
В середине 70-х в чемпионате СССР массовые переходы были большой редкостью, а команды формировались годами, как хорошие театральные труппы. В турнире играли представители разных школ, и было невозможно представить себе усиление «Жальгириса» или тбилисского «Динамо» за счет легионера, а тем паче целой группы игроков. Даже из России или Украины. Вот и болели тогда за своих.
Хотя регламент чемпионата СССР менялся едва ли не каждый год. Во главу угла ставились интересы сборной. Порой всесоюзный турнир прерывали на несколько месяцев, чтобы сборная лучше подготовилась к чемпионату мира или Европы, не говоря уж про Олимпиаду. Иногда просто для того чтобы сборники совершили выгодное в коммерческом плане турне по Западной Европе или Северной Америке. Чаще всего играли по туровой системе. Даже в помешанных на баскетболе Тбилиси или Каунасе свою команду иногда видели раз в год. Как и в Ленинграде.
В сезоне-1974/1975 баскетбольным болельщикам сделали роскошный подарок. В высшей лиге 10 команд проводили по два спаренных матча между собой дома и в гостях. По итогам 36 туров и определялся чемпион страны. Ни о каком плей-офф тогда и речи не было. Эта система определения чемпионов появилась только в 80-е.
«Папа» покинул ЦСКА ради «звездочки»?
Фаворитом считался ЦСКА, неизменно побеждавший в чемпионатах СССР на протяжении шести предыдущих сезонов. Перед началом турнира армейцы, по традиции, укрепились, призвав на «службу» лидеров других команд: из киевского «Строителя» - лучшего снайпера предыдущего чемпионата Александра Сальникова, а из завоевавшего право играть в элите свердловского «Уралмаша» - плеймейкера Станислава Еремина, будущего главного тренера ЦСКА и сборной России. Ряды ЦСКА пополнил и центровой Рашид Абельянов, на которого очень рассчитывали в Тарту. Местный «Калев» был очень техничной и умной командой, но с каждым годом сдавал позиции из-за отсутствия классных центровых.
Эстонские спортивные руководители долго противились приглашению «легионеров» из других республик, а когда, наконец, пригласили из Ташкента Абельянова, не смогли его использовать. Он понадобился ЦСКА, где тогда тоже ощущался дефицит высококлассных центровых. По большому счету, высококлассный центровой в СССР был только один, Александр Белов. Только ленинградец, которого Кондрашин тренировал с детства, и слышать не хотел о переходе в команду Александра Гомельского.
Не смогли армейцы переманить из московского «Динамо» ни Александра Болошева, ни Владимира Жигилия. Между двумя силовыми ведомствами, которые представляли столичные команды, была нешуточная конкуренция в спорте. В середине 70-х в московском «Динамо» собралась классная компания. Кроме двух центровых еще Анатолий Блик и Александр Сидякин, Василий Федоринов и Александр Харченков.
Динамовцы играли в скоростной баскетбол, который позволил им трижды в сезоне обыграть армейцев и дважды лениградских спартаковцев. При этом москвичи умудрялись допускать осечки в играх с командами, уступавшими им в классе. Для «Динамо» в приоритете был не результат, а красивый баскетбол.
Перед началом сезона в ЦСКА произошло еще одно важное изменение, которое сказалось на игре. У армейцев сменился главный тренер. Занимавший этот пост Гомельский был назначен главным тренером Вооруженных Сил, а главную военную команду возглавил его ассистент Артур Стародубцев.
Знатоки баскетбольного закулисья уверяли, что на эту рокировку Гомельский пошел ради получения очередного звания. Он стал полковником, но ЦСКА на старте сезона потерпел несколько чувствительных поражений. В том числе, от «Спартака» в Москве и два от «Динамо». После этого Стародубцев неожиданно прихворнул, и на тренерскую скамейку вернулся Папа, как игроки называли Гомельского.
У всех соперников были проблемы
Отлично стартовали в чемпионате СССР полвека назад тбилисские динамовцы. Тренер Леван Мосешвили каким-то непостижимым образом сумел обуздать неукротимые характеры горячих кавказских парней и привить им игровую дисциплину. Грузинские баскетболисты, ведомые олимпийскими чемпионами Мюнхена Михаилом Коркия и Зурабом Саканделидзе, демонстрировали классный баскетбол. В первом круге им удалось обыграть в Ленинграде «Спартак», а в Тбилиси - ЦСКА.
Однако во втором круге грузинская команда резко сдала, потерпев десять поражений подряд. Динамовцы выбыли из чемпионской гонки. В составе тбилисцев не было классного центрового. Только начинал карьеру Николай Дерюгин, а приглашать «легионеров» из других республик в Грузии начали еще позже, чем в Эстонии. В результате тбилисцы финишировали за чертой призеров, а выездные матчи в столице Грузии, которые предшествовали «золотому» финалу с ЦСКА, команда Кондрашина выиграла более чем уверенно.
«Спартак» в чемпионском сезоне не допускал осечек в играх с середняками и аутсайдерами. В чемпионате СССР все команды имели свое неповторимое лицо. Только у всех в том сезоне были проблемы. Лихорадило киевский «Строитель», который еще не стал в ту пору «Будивэльником». Перед стартом чемпионата украинская команда лишилась своего признанного снайпера Сальникова. Взамен получила из ЦСКА центрового Петра Лушненко, но рокировка оказалась неравноценной. А молодой Владимир Ткаченко еще не представлял грозной силы под щитами. К тому же киевлян подкосила тренерская чехарда.
Великолепные матчи с провальными чередовали минский РТИ и вильнюсская «Статиба». С ними «Спартак» разобрался легко. Лидер «Жальгириса» капитан сборной СССР Модестас Паулаускас перед началом сезона объявил об уходе из большого баскетбола. Правда, потом передумал и сыграл свой прощальный матч только в 1976-м. Впрочем, до эпохи Арвидаса Сабониса было еще далеко, и лучшая литовская команда тоже не смогла оказать достойное сопротивление питерцам.
При всем желании не мог этого сделать и вернувшийся в элиту «Уралмаш», в рядах которого выделялся Анатолий Мышкин. Его вслед за Сергеем Беловым и Ереминым тоже вскоре призовут из Свердловска в ЦСКА. Только это будет позже, а в чемпионском для «Спартака» сезоне Князь, как называли Мышкина в баскетбольном мире, попортил немало крови Кондрашину и его парням. В первом домашнем матче «Уралмаш» бился до последней секунды и уступил всего два очка. Да и в Ленинграде в первой игре проиграл с разницей всего «-5».
Атака дает кассу, защита - результат
Эту фразу довелось прочитать в баскетбольном Зале Славы NCAA в Индианаполисе. В отличие от НБА, где в регулярном чемпионате вообще практически не защищаются, а радуют зрителей эффектными слэм-данками и дальними бросками, в студенческой американской лиге даже на предварительном этапе играют на результат. Так играли и в СССР.
Кондрашинский «Спартак» одним из первых не только в СССР, но и в Европе поставил во главе угла защиту, что принесло ленинградской команде несколько побед в Кубке кубков, втором по рангу клубном турнире Старого Света. Ставка на защиту была во многом вынужденным шагом. Снайперов от бога в команде Кондрашина было не так уж много: Владимир Арзамасков, Андрей Макеев, Сергей Кузнецов - и все. Основной разыгрывающий, Александр Большаков, не подменял партнеров на позиции второго номера. Великий Александр Белов был трудягой, который отрабатывал свой хлеб под щитами.
Только легкость, с которой поражали кольцо спартаковские снайперы 70-х, была обманчивой. «Все отрабатывалось на тренировках в зале на Вязовой улице, - рассказал в одном из давних интервью Макеев. - Мы могли часами отрабатывать бросковые движения, доводя их до автоматизма. Начинали в медленном темпе и постепенно разгоняли его до игрового. Это была очень кропотливая работа, которая приносила результат».
Именно защита стала ключевым фактором, предопределившим успех «Спартака» в «золотом» сезоне. В отличие от московских и тбилисских динамовцев, сделавших ставку на красивый баскетбол, игра ленинградцев была сбалансированной. Это отмечали все специалисты и журналисты в 70-е, такая игра была по душе болельщикам, которые в те времена могли оценить и тренерские замыслы, и их воплощение. Без всяких заводящих, которые сейчас носятся вокруг трибун и порой просто не понимают, что происходит на площадке.
Билеты в Вильнюс не заказывали
С возвращением Александра Гомельского на тренерскую скамейку ЦСКА привычно включился в чемпионскую гонку. Только на старте оказалось упущено многое, и московская команда оказалась в роли догоняющей. К двум очным поединкам в Ленинграде «Спартак» опережал главных конкурентов на две победы. Для оформления «золота» требовалась еще одна. Только ЦСКА прибыл в северную столицу с твердым намерением выиграть оба матча и получить право на дополнительный. Сомнений в достижении цели практически не существовало: даже место для проведения дополнительного «золотого» матча было уже определено - Вильнюс.
К слову, подобное ранее случалось. В 1971 году «Спартак» и ЦСКА набрали по итогам чемпионата равное количество очков, и в Тбилиси состоялся дополнительный матч за звание чемпиона. В столице Грузии симпатии болельщиков были на стороне ленинградцев. В драматичном тбилисском матче в концовке «Спартак» вел с разницей в одно очко, но бросок Сергея Белова из угла площадки с финальной сиреной похоронил надежды питерцев стать чемпионами.
Следующего шанса пришлось ждать четыре года. Игра, состоявшаяся в «Юбилейном» 31 марта 1975 года, за полвека обросла легендами. Доводилось читать и слышать (в Москве, разумеется), что Кондрашин перед спаренными матчами с главным соперником в присутствии представителей ЦСКА дал распоряжение спартаковскому администратору заказать билеты в Вильнюс. В СССР они всегда были в дефиците и нужно было позаботиться заблаговременно.
Только эту информацию в нашем городе никто не подтвердил. Роль летописца «Спартака» взял на себя Юрий Кондрашин, сын тренера. Он был прикован к инвалидной коляске, но благодаря заботе родителей многое знал и был в гуще баскетбольной жизни.
«Нет, на отца это непохоже, - сказал Юрий в давнем разговоре, когда пересказал ему услышанную легенду. - На домашние матчи с ЦСКА он настраивался серьезно и так же настраивал команду. Погода в день первой игры была по-настоящему питерской: противный дождь со снегом. Петрович вышел выкатывать машину из гаража и не смог завести ее. Страшно переживал из-за этого. Мыслями он уже был в «Юбилейном».
И грянул великий бой!
Все, кто сумел прорваться на этот матч, вспоминали 31 марта 1975 года как один из главных дней в своей жизни. Корреспонденту «Спорт уик-энда» об этом говорили самые разные поклонники баскетбола, от коллег-журналистов до экс-губернатора Георгия Полтавченко. Игра получилась по-настоящему финальной.
Для ЦСКА она поначалу складывалась удачно. По ходу первого тайма гости вели с разницей «+17». Трехочковых бросков в то время не было, и в то, что возможно отыграть такой гандикап, мало кто верил. И тут Гомельский допустил тренерскую ошибку, за которую корил себя всю жизнь. Он сам рассказывал об этом в откровенном интервью автору этих заметок. Главный тренер ЦСКА выпустил вторую пятерку, в которой был Сальников. У признанного снайпера бросок не пошел, но в «Строителе» Александр не привык останавливаться, даже если что-то не получалось, и продолжал бросать.
Кондрашин, который всегда славился умением вести игру, быстро сориентировался, и «Спартак» стал еще более жестко защищаться. Отставание сократилось до четырех очков. Тут же Гомельский вернул на площадку Сергея Белова и Евгения Коваленко, но в середине второго тайма армейцы потеряли важного игрока, форварда Виктора Петракова, удаленного с площадки за откровенную грубость. Того самого, который в недавнем интервью жестко прошелся по всем своим соперникам и даже партнерам. Особо досталось спартаковцам и персонально Большакову. Его Петраков обвинил в постоянных провокациях, на одну из которых он и поддался.
Хотя стоит поверить Еремину, который утверждал, что во втором тайме Гомельского просто заклинило, а Кондрашин нашел оптимальный состав, который и оказался на площадке в нужный момент. За семь секунд до окончания основного времени при счете 77:76 в пользу ЦСКА главный тренер «Спартака» взял тайм-аут. Столь же судьбоносный, что и на Олимпиаде-1972 в Мюнхене.
Мяч в игру было доверено ввести Большакову. Армейцы плотно прихватили Арзамаскова и Александра Белова, ожидая, что передача последует кому-то из них. Только мяч получил Сергей Кузнецов и с дальней дистанции послал его в корзину. Москвичи этого никак не ожидали и спустя много лет утверждали: из десяти бросков с этой точки Сергей не попал бы больше ни разу. Да и вообще, для самого молодого баскетболиста «Спартака» это была колоссальная удача. Ведь взять на себя ответственность за решающий бросок могут только опытные бойцы.
Сам Кузнецов с таким утверждением категорически не соглашался. «Конечно, это был экспромт, - вспоминал автор «золотого» броска, с которым мы побеседовали как раз в день 50-летнего юбилея чемпионства на матче «Зенита». - Взять ответственность за бросок, который мог сделать счастливым или несчастным пятимиллионный город, совершенно не боялся. Боязнь приходит с возрастом, а в молодости все по барабану!»
Кузнецов акцентировал внимание и на еще одном важнейшем моменте. Он подчеркнул, что «Спартак» стал чемпионом вовсе не потому что 31 марта обыграл в «Юбилейном» ЦСКА. «Золото» ленинградцы завоевали по результатам 36 игр. Как отметил автор «золотого» броска, огромную пользу спартаковцам принес состоявшийся накануне встреч с армейцами финал Кубка кубков в Нанте. Соперником ленинградцев была белградская «Црвена звезда», и игра проходила по тому же сценарию, что и поединок с армейцами. Начал «Спартак» безобразно и уступал - 1:13, но в концовке вырвал победу.
ЦСКА утешился в ничего не решавшем матче
Отметить триумф как следует, по словам Кузнецова, спартаковцы не смогли. Ведь на следующий день предстояла еще одна встреча с ЦСКА. Хотя, судя по счету, банкет все-таки состоялся. Впрочем, первоапрельская победа с разницей «+27» стала для команды Гомельского слабым утешением.
Настоящий «золотой» матч в прямом эфире транслировали по ленинградскому телевидению, а затем неожиданно ближе к полуночи показали по центральному.
«Папин друг Сергей Башкин, с которым Петрович работал вместе в олимпийской сборной в 1972-м, позвонил из Москвы и сказал, что все, кто связан с баскетболом, смотрят игру. Половина радуется, половина в трауре, - рассказал в давнем разговоре Юрий Кондрашин. - А мы скромно отметили победу в домашнем кругу. Из Тбилиси отец привез огромную бутыль домашнего вина. У него ведь в друзьях пол-Грузии было! Передавали подарок с пожеланием выпить после победы над ЦСКА, что и было с удовольствием сделано».
По итогам сезона-1974/1975 «Спартак» получил право сыграть в самом престижном клубном турнире - Кубке европейских чемпионов. Только сыграть не удалось. Следующий сезон был олимпийским, и от участия в клубных турнирах Федерация баскетбола СССР отказалась. Кондрашину тоже нужно было сосредоточиться на работе со сборной.
Повторить свой успех в чемпионате СССР-1975/76 «Спартаку» не удалось. Гомельский сделал вывод из неудачи. Уже к следующему сезону ЦСКА закрыл проблемную позицию центрового, призвав на службу олимпийского чемпиона Сергея Коваленко из Киева, и не дал конкурентам шансов на «золото».
Позже питерские болельщики еще дважды были свидетелями побед команд из нашего города в чемпионате страны.
В 1992-м кондрашинский «Спартак», собравший под свои знамена целую плеяду талантливой молодежи, выиграл чемпионат СНГ. В качестве награды получил возможность сыграть в коммерческом турнире за границей. В начале 90-х только там и можно было заработать баскетболистам. Пока спартаковцы зарабатывали, клубы из Москвы, Самары и Саратова быстренько организовали проведение чемпионата России, который выиграл ЦСКА. Он и сыграл затем в Кубке европейских чемпионов.
Весной 2022-го «Зенит», уступая ЦСКА по ходу финальной серии до четырех побед - 1:3, сумел совершить спортивный подвиг и победить уже в Единой Лиге ВТБ. Только и здесь нужно обратить внимание на важный нюанс. После начала СВО многие легионеры покинули Россию. Из шести иностранцев ЦСКА сумел удержать только половину, а вот «Зенит» сохранил всю обойму, да еще и быстренько подписал, вроде бы, уже завершивших карьеру, но поддерживавших форму Сергея Моню, Виталия Фридзона и Егора Вяльцева. Такое подкрепление, особенно в лице двух бронзовых призеров Олимпиады-2012, стало важным фактором, предопределившим успех команды Хави Паскуаля. Впрочем, все клубы находились в одинаковой ситуации, в которой лучше смог проявить себя «Зенит».
Первая победа как первая любовь
Сегодня на паркете Единой лиги ВТБ бал правят легионеры, а полвека назад первое питерское баскетбольное «золото» в чемпионате страны было завоевано усилиями доморощенных игроков. Хоть позже Гомельский в откровенной беседе всерьез утверждал, что у Кондрашина были даже лучшие условия, чем у него. Ведь в ленинградский интернат свозили талантливых юношей со всей страны, а в ЦСКА вынуждены были призывать звезд из других клубов.
Битвой в «Юбилейном» противостояние Гомельского и Кондрашина в сезоне-1974/1975 не завершилось. Летом проходила Спартакиада народов СССР, и в баскетбольном турнире схлестнулись сборные Москвы и Ленинграда. Столичная команда была сформирована на базе ЦСКА, но получила заметное усиление в виде центровых «Динамо» Болошева и Жигилия. Кондрашин тоже усилил состав Иваном Дворным, который к этому времени отбыл наказание за контрабанду и смог вернуться на площадку.
Матч Москва - Ленинград состоялся на групповом этапе и завершился со счетом 75:73 в пользу столичной команды. Он пошел и в зачет финала, по итогам которого москвичи стали первыми, а ленинградцы - вторыми. Хотя Гомельский эту победу, как сам признался в разговоре, реваншем за поражение в «Юбилейном» не считал. Проиграть чемпионат страны для ЦСКА в те времена было делом немыслимым. Армейский клуб практически безоговорочно доминировал на всесоюзной арене вплоть до появления в «Жальгирисе» Сабониса.
Борис ХОДОРОВСКИЙ.