О «фрау Пепел», обстоятельствах смерти внука коня Буденного и лошадином допинге: «Коньячку для мотивации»
В программе современных Олимпийских игр есть единственная дисциплина, в которой мужчины и женщины соревнуются между собой на равных. Более того, в ней за награды Бонапарт спорит с Балагуром, Рэмбо – с Коломбо, а Ниндзя – с Карлсоном ван Даком. Среди имен четвероногих олимпийцев встречаются порой самые экзотические. В Пекине в командных соревнованиях по конкуру немец с подходящей фамилией Марко Кучер выступал на Корнете Оболенском.
Развлечение для настоящих аристократов
Конный спорт еще и один из самых древних. На античных Олимпийских играх проводились состязания всадников и наездников на колесницах, заменявших тогда болиды «Формулы-1». В средние века в Неаполе и Мадриде, Версале и Вене были открыты школы верховой езды для аристократической элиты. В австрийской столице она функционирует до сих пор, и там стараются соблюдать традиции знаменитой венской школы.
В Санкт-Петербурге первые официальные конные состязания по европейскому образцу состоялись еще в 1766 году, а первые скачки – спустя 60 лет. В начале прошлого века слава о российских конниках гремела по всей Европе. Три года подряд, с 1911-го по 1913-й, отечественные наездники выигрывали в Лондоне Золотой Кубок короля Эдуарда по преодолению препятствий, а в 1912-м Константин Авалов победил в легендарном ливерпульском стипль-чезе.
Это самые знаменитые скачки, в ходе которых лошадям и жокеям приходится преодолевать 4,5 мили и 30 препятствий. В начале XX века за ними еще не наблюдали сотни миллионов телезрителей во всем мире, как сейчас, но и тогда это было главным событием в спортивной, светской и даже общественной жизни Соединенного Королевства. Таковым он остается и сейчас. Одних ливерпульский стипль-чез манит возможностью заработать на тотализаторе, сделав рискованную ставку на «темную лошадку», других – поводом продемонстрировать модные обновки, третьих – возможностью завести полезные знакомства.
Имена же чемпионов, как лошадей, так и жокеев, известны далеко за пределами Туманного Альбиона.
Жизнь замечательных коней
Главные успехи отечественных конников пришлись на 60-е-80-е годы прошлого столетия. В то время на Олимпиадах наши всадники блистали в соревнованиях по выездке. В этой дисциплине очень многое зависит от лошади, а в Советском Союзе на государственных конных заводах умели выращивать настоящих чемпионов.
Первый в мире памятник лошади, а не восседавшему на ней всаднику, был установлен на Луговском заводе. Сейчас это территория суверенного Казахстана, но и там чтят легендарного ахалкетинца Абсента. На нем офицер Советской Армии Сергей Филатов обыграл в Риме на Олимпиаде-1960 всех баронов, графов и князей, диктовавших до той поры моду в выездке. Эта победа произвела не меньший фурор, чем запуск спутника в космос несколькими годами ранее.
Аккредитованные в итальянской столице западные журналисты бросились изучать родословную Абсента. Как оказалось, чемпионские качества передал олимпийцу Араб, подаренный после пробега Ашхабад - Москва первому советскому маршалу Семену Буденному. Именно на Арабе принимал Парад Победы легендарный полководец Георгий Жуков. В 19 лет Араба передали на конезавод для получения потомства, и Абсент не посрамил отца.
На элегантном вороном красавце олимпийские медали завоевывал не только Филатов, но и Иван Калита. Он стал чемпионом Игр-1972 в Мюнхене в командных соревнованиях по выездке вместе с Иваном Кизимовым и Еленой Петушковой. Отпахав свое на спортивных аренах и выиграв самые престижные награды, Абсент был направлен на тот же конезавод, где появился на свет. Предполагалось, что чемпионские традиции продолжит его сын Абакан, переданный олимпийской чемпионке Петушковой. Этот дуэт выиграл два чемпионата страны и готовился к московской Олимпиаде.
В мае 1980-го фургон с лошадьми сборной СССР отправился на международные соревнования в Бельгию и ФРГ. Абакан внезапно заболел, где-то на полпути между Минском и Брестом. Три недели отечественные ветеринары боролись за жизнь коня. Его отвезли в лучшую в Европе ветеринарную клинику в Ганновере, но все попытки спасти Абакана оказались тщетными. Петушкова так и не смогла выйти на старт Олимпиады-1980.
В своей автобиографической книге «Путешествие в седле по маршруту жизнь» олимпийская чемпионка Мюнхена рассказала, как тяжело давались ей расставания с четвероногими партнерами. Ведь до Абакана был Пепел, на котором она и завоевала олимпийское золото. Когда юная, по меркам конного спорта, 27-летняя Петушкова дебютировала на чемпионате Европы в немецком Аахене, ее прозвали «фрау Пепел». Настолько органично смотрелись лошадь и всадница. После Олимпиады-1972 чемпионка ушла в декретный отпуск, а Пепла на время передали другой спортсменке. С этим Петушкова не могла смириться и добилась, чтобы ее под присмотром опытной медсестры отправили вместе с грудным ребенком на чемпионат Европы в Копенгаген.
Если верить бывшему жокею и признанному мастеру детектива Дику Фрэнсису, лошади прекрасно осознают свои победы и поражения. Можно только порадоваться за Ихора, ставшего двукратным олимпийским чемпионом, в личном зачете в 1968 году в Мехико и в командном в 1972-м в Мюнхене. Этих побед могло и не быть, если бы 29 декабря 1960 года отвечавший за конный спорт в Ленинграде Иван Кизимов не выбирал лошадей на Александринском конном заводе.
Командировали Ивана Михайловича в украинские степи в авральном порядке. Нужно было в течение суток израсходовать средства, отпущенные городскому спорткомитету на текущий год. Опытному коннику Ихор приглянулся с первого взгляда. Хотя большинство специалистов были настроены скептически. Мол, не элитной породы. К тому же больше приспособлен для конкура, а Кизимов стал готовить его для выездки. Зато как готовил! Дважды завоевывал золото на Олимпиадах, а еще добавил серебро в Мехико и бронзу в Токио в командных соревнованиях.
Я коней напою…
Последние олимпийские победы наших конников датированы 1980‑м. Впрочем, настоящие асы конного спорта в Москву тогда из-за бойкота не приехали. В начале XXI века на Олимпиадах конники оказывались в центре всеобщего внимания из-за допинговых скандалов. Попадались на применении запрещенных препаратов не люди, а… лошади. Хотя, естественно, без участия человека не обходилось. Сложно представить, что красавец Голдфевер из сборной Германии перед Олимпиадой-2004 пришел в ветеринарную аптеку и попросил отпустить ему запрещенный препарат, расплатившись кредитной картой. Скандал тогда разразился нешуточный еще и потому, что выступал на нем Людгер Бербаум, знаменосец немецкой делегации на параде открытия в Афинах. У руководителей НОК Германии было много достойных кандидатов, но предпочтение отдали коннику. А тут такой конфуз!
Как водится, Бербаум стал оправдываться. Заявил, что запрещенный препарат содержался в мази, прописанной для лечения небольшой ранки на ноге Голдфевера. Затем попытался свалить все на ветеринара сборной. У Бербаума золотую медаль отобрали и передали ее ирландцу Киану О’Коннору. Жители Зеленого острова возликовали: ведь это была единственная олимпийская победа их соотечественника в Афинах. Да только радость была преждевременной. После допинг-теста выяснилось, что лошадь с красивым именем Уотерфорд Кристалл, на которой гарцевал несостоявшийся чемпион, была буквально нашпигована антидепрессантами.
Так олимпийским чемпионом стал бразилец Родриго Пессоа. Только если вы думаете, что этот наездник чтит принципы fair play, то глубоко ошибаетесь. В Пекине лошадь бразильца Руфус не прошла допинг-тест и была вместе с наездником дисквалифицирована на четыре с половиной месяца. Этот допинг-скандал на Играх-2008 был не самым громким. После командных соревнований в конкуре за применение запрещенных препаратов лошадьми были дисквалифицированы сразу четыре команды. В том числе, и завоевавшие бронзу норвежцы.
На репутации Пессоа допинговый скандал не сказался. В Лондоне он был знаменосцем сборной Бразилии на церемонии открытия, а в Париже в 51 год принял участие в своих восьмых Олимпийских играх на лошади Мэйджор Том.
Двенадцать разрешенных лекарств
Справедливости ради стоит заметить, что допинговая проблема существовала в конном спорте с незапамятных времен. Только в качестве препаратов использовали водку и коньяк, которыми потчевали четвероногих спортсменов для повышения мотивации. Любители придержать фаворита на стипль-чезах или ипподромных бегах поили его перед самым стартом водой. Если читали Дика Фрэнсиса, то это для вас не новость.
После скандалов в Афинах и Пекине антидопинговые правила ужесточили. Есть сравнительно небольшой список так называемых контролируемых веществ. Их можно применять в период тренировок, но к моменту начала соревнований они должны быть полностью выведены из организма лошади. В этом списке 130 лекарств. Разрешенных к применению даже на соревнованиях препаратов всего 12.
Глава антидопингового комитета при Федерации конного спорта России Екатерина Забегина рассказала в интервью ТАСС, что в среднем у российских лошадей берут 200 проб в год. Это очень неплохой уровень. С 2022 года все пробы исследуются в лаборатории в ОАЭ.
Зоозащитники не дремлют
На Олимпиаде в Токио конники столкнулись с новым вызовом. Весь мир облетела душераздирающая новость о том, что в столице Японии усыпили лошадь швейцарца Робина Годеля. Она получила серьезную травму во время соревнований по конкуру, и лечить беднягу не стали. Сочли, что это дорогое удовольствие, а стопроцентных шансов на успех нет.
Спустя несколько дней немецкая пятиборка Анника Шлеу пыталась заставить своего коня выполнить команду ударами хлыстом и шпорами. Следом тренер немки Ким Райзнер начала бить коня кулаком, призывая спортсменку быть еще жестче. После этого инцидента Райзнер дисквалифицировали до конца соревнований, а Шлеу затравили в соцсетях. Зоозащитники подняли вопрос об исключении соревнований по конному спорту и современному пятиборью из олимпийской программы из-за нарушения прав животных.
Частично им удалось добиться своего. В Париже в последний раз в программе соревнований по современному пятиборью был конный конкур. Несмотря на сопротивление спортсменов, коня заменили на полосу препятствий. А ведь современное пятиборье придумал сам основоположник современного олимпийского движения Пьер де Кубертен!
Программа соревнований по конному спорту на Олимпийских играх изменений не претерпела, и зоозащитникам пока ничего не удается с этим сделать. К престижным соревнованиям вместе с всадниками готовятся и их четвероногие партнеры. «Прекрасны бездонные очи коня, - написала в своей книге олимпийская чемпионка Петушкова. - И иногда в них читается вопрос: а думают ли люди?»
Борис ХОДОРОВСКИЙ.