В марте 1995 года в гостинице «Пулковская» проходил финальный матч претенденток между Жужей Полгар и Майей Чибурданидзе. На нем довелось поработать в пресс-центре и поближе познакомиться с выдающимися шахматистками современности. Какими же разными они тогда были, да и сейчас остались!
Прекрасно говорившая по-русски Жужа (она окончила шахматную специализацию Белорусского института физкультуры и даже вспоминала, как сдавала экзамен по истории КПСС) приехала в Санкт-Петербург вместе с мамой, тогдашним мужем и младшей сестрой Юдит, которая помогала старшей добиться права на матч за шахматную корону. Семейство Полгар живо интересовалось всем, что происходит. После окончания матча венгерская шахматистка попросила устроить экскурсию в Петергоф и провезти по всем книжным магазинам.
Прежде всего Жужу интересовала шахматная литература, но и художественную она прикупила. А Чибурданидзе на заключительной пресс-конференции на вопрос о том, что она читала во время матча, ответила: «Сейчас я читаю только религиозную литературу». Жужа на каждую партию приходила в модных нарядах, а на Майе всегда было черное, практические траурное, платье. А ведь так она приходила на шахматные партии далеко не всегда…

Чудо-ребенок

Талант у дочки агронома и учительницы русской литературы, родившейся в Кутаиси, проявился еще в раннем детстве. В три года Майя научилась читать, в пять пошла в школу, свободно оперируя математическими операциями с трехзначными числами. Она отличалась феноменальной памятью, которая просто изумляла школьных учителей. Глава семейства, Григорий Чибурданидзе, был большим любителем шахмат и заразил любовью к игре своих детей.
Будущая чемпионка мира сначала стала обыгрывать отца, затем старшую сестру Ламару и брата Реваза, который был старше на десять лет и имел первый разряд по шахматам. На семейном совете было принято решение отдать Майю в шахматную секцию. В 10 лет она уже выиграла чемпионат Грузии среди школьников, а в 12 ее пригласили в сборную СССР. К этому времени семья Чибурданидзе переехала в Тбилиси, где была лучшая в стране школа женских шахмат.
Дебют Майи на международной арене был ошеломительным. Юная советская шахматистки стала победительницей турнира в румынском Брашове за три тура до окончания соревнований. После этого успеха ей было присвоено звание международного гроссмейстера. А было тогда Чибурданидзе всего 13. Многие эксперты уже тогда прочили Майе большое будущее.

Таланту повезло с тренером

В Тбилиси работать с Майей в качестве тренера стал гроссмейстер Эдуард Гуфельд. Сегодня в шахматной литературе о нем вспоминают как о непревзойденном мастере договоренностей с владельцами магазинов о продаже по льготным ценам дефицита выезжавшим за границу советским шахматистам. Иностранными языками он не владел, но «гуфельд инглиш» вошел в легенды. Почему-то не вспоминают, что Гуфельд был еще и прекрасным тренером, который привел Чибурданидзе к ее самым большим победам.
Сотрудничество с классным тренером позволило Майе найти свой стиль. Она выделялась глубиной, простотой и зрелостью в принятии решений за шахматной доской. Все подмечали невероятную интуицию Чибурданидзе. Иногда ей не нужно было просчитывать варианты, она все знала и так. Грузинскую шахматистку даже сравнивали с чемпионом мира Василием Смысловым.

Поцелуй в придачу к короне

Летом 1978 года только что окончившая школу Чибурданидзе встретилась в Пицунде в матче за звание чемпионки мира с Гаприндашвили. В успех юной шахматистки мало кто верил, но после трех ничьих в дебюте матча Майя выиграла две партии подряд. Гаприндашвили, привыкшая побеждать быстро и легко, после этого постоянно попадала в цейтнот, меняла дебюты, стараясь вывести из равновесия претендентку - ничего не помогало. Заключительная, 15-я, партия матча продолжалась без малого 11 часов. Чемпионке мира нужна была только победа, но, не найдя пути к ней, Нона улыбнулась, протянула руку сопернице и... поцеловала Майю. Такой красивой передачи шахматной короны еще никогда не было.
Завоевав шахматную корону, Чибурданидзе трижды отстаивала звание чемпионки мира в матчах с Наной Александрией, Ириной Левитиной и Еленой Ахмыловской. В послужном списке VI чемпионки мира пять побед на Всемирных шахматных олимпиадах в составе сборной СССР (еще четыре раза она выигрывала самые престижные командные соревнования в шахматах в составе сборной Грузии). А также Чибурданидзе успешно играла в мужских турнирах, выполнив норматив международного гроссмейстера. До нее это удалось лишь Гаприндашвили.
Однажды приехавшего в Тбилиси чемпиона мира Михаила Таля спросили: «Как вы расцениваете шансы Чибурданидзе стать чемпионом мира среди мужчин?» Отличавшийся хорошим чувством юмора рижский гроссмейстер мгновенно ответил: «Выше, чем мои - стать чемпионкой мира среди женщин». Впрочем, сама Майя к победам над гроссмейстерами в престижных турнирах относилась достаточно скептически.
«Конечно, мужчины играют сильнее, - сказала чемпионка мира среди женщин в одном из интервью. - Они абстрактно мыслят, более дальновидны, лучше видят позицию за доской. Женщины более конкретны - как в шахматах, так и в жизни. Это нас губит. А еще женщины слабее физически, а за доской нужно работать по 5-6 часов».

Всё проходит…

Все свои победные матчи за звание чемпионки мира Чибурданидзе играла в разных городах СССР, а в 1991-м ей пришлось защищать корону в поединке с 21-летней Се Цзюнь на Филиппинах. Китайская шахматистка уверенно прошла весь претендентский цикл, и ее игра так и осталась неразгаданной загадкой для шахматной королевы. В следующем цикле Чибурданидзе предприняла попытку вернуться на трон, но на ее пути встала Жужа Полгар.
Матч в Санкт-Петербурге венгерская шахматистка выиграла более чем убедительно, одержав четыре победы при трех ничьих. Когда на заключительной пресс-конференции шахматисток попросили назвать лучшую партию в матче, у Жужи был выбор. А вот Майя смогла занести себе в актив лишь ничью в самой первой партии. Хотя ее всегда отличал бойцовский характер. Майю даже называли Фишером в юбке.
Шахматы были, конечно, главным делом в ее жизни. Только далеко не единственным. Чибурданидзе окончила медицинский институт, специализируясь на кардиологии. Правда, работать врачом не стала. Уже в зрелые годы увлеклась строславянским языком, серьезно изучала старинные тексты. Шахматистка была замужем, но ее брак быстро распался, и детей у Майи не было.
Ей пришлось пройти через нелегкие испытания. Трагически погиб любимый старший брат, которому было всего 19. Затем ушла из жизни мама шахматистки, которая всегда сопровождала ее на соревнованиях. В мае 1998-го в окрестностях Элисты Майя попала в страшную автомобильную аварию и чудом осталась жива. Ее доставили в больницу в состоянии тяжелейшего шока с закрытой черепно-мозговой травмой и серьезными ушибами.
После этих событий выросшая в атеистической семье Чибурданидзе пришла к богу. Она поселилась в небольшом горном селении недалеко от Кутаиси. Хотя и шахматы не ушли из ее жизни.
В соревнованиях она практически не участвовала, но открыла свою шахматную школу в Тбилиси, а затем приняла участие в создании школы шахмат ФИДЕ в Минске. Во время Всемирной шахматной олимпиады-2018 довелось увидеть Чибурданидзе рядом с вновь избранным президентом Международной шахматной федерации Аркадием Дворковичем, который играл показательную партию с Гаприндашвили.
Совсем недавно в грузинской прессе была опубликована информация о том, что VI чемпионка мира ушла в монастырь.
Борис ХОДОРОВСКИЙ.

Шахматы Чибурданидзе Майя
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в понедельник,

26 января