ХРОНОГРАФ-2026
Первые детские годы для ленинградской школьницы Гали Зыбиной были счастливыми. Дочка кочегара и курьера с удовольствием занималась в хореографической студии. Когда началась Великая Отечественная, ей было 10. Отец ушел на фронт и погиб в 1944-м, освобождая Белоруссию, а Галина вместе с мамой хлебнула все тяготы блокады.
Приходилось не только работать в совхозе, но и помогать маме, которая устроилась в Выборгский райком КПСС уборщицей, пилить дрова для обогрева помещений. А после этого пытаться не заснуть на уроках. В 12 лет Зыбина получила свою первую медаль - «За оборону Ленинграда». Эту награду она ценила больше всех своих олимпийских.
Удивительно, но хрупкая девушка специализировалась в метании, причем одинаково хорошо справлялась с копьем, диском и ядром. Заниматься легкой атлетикой Галина начала в 1946-м, когда по рекомендации школьного учителя физкультуры пришла в секцию к молодому тренеру Виктору Алексееву. В 1948-м выполнила норматив мастера спорта СССР, а через два года дебютировала на чемпионате Европы, где завоевала бронзу в метании копья и стала четвертой в толкании ядра. На Олимпиаде в Хельсинки Зыбину рассматривали в качестве претендентки на медали в копье, хотя на сборах в Выборге она превысила тогдашний мировой рекорд в толкании ядра.
Вот только из-за того, что затянулись соревнования в метании молота у мужчин на олимпийском стадионе в Хельсинки, метательницы копья долго коротали время в раздевалке. И Зыбина, что называется, перегорела. Заняла самое обидное для спортсменки четвертое место. В толкании ядра Алексеев делал ставку на другую свою ученицу, Тамару Тышкевич, но чемпионкой стала Зыбина, установившая новый мировой рекорд. В это сегодня невозможно поверить, но весила тогда рекордсменка 69 кг.
«Убеждена, что в толкании ядра, как и в метании копья и диска, главное - это техника, - рассказала в одном из интервью олимпийская чемпионка 1952 года. - Чтобы овладеть ею, нужна кропотливая работа, которой нынешние легкоатлеты себя не утруждают. Проще накачать мышцы с помощью штанги и анаболиков. Вот и выходят в последние годы в сектор тумбочки и комоды, смотреть на которых невозможно».
Впрочем, это началось еще в те годы, когда выступала Зыбина. У нее в 1958-м был нешуточный конфликт с Тамарой Пресс. Поддержала подругу олимпийская чемпионка Мельбурна Тышкевич. На Олимпиаде-1956 Зыбина завоевала серебро, недотянув до золота 6 см. Поражение в Мельбурне олимпийская чемпионка Хельсинки объясняла двумя причинами: из-за сильной жары в Австралии перед началом соревнований она упала в обморок, а еще - по рекомендации тренеров начала менять технику толчка.
На всесоюзных соревнованиях Пресс, проходя мимо скамейки запасных, показала непристойный жест Зыбиной и Тышкевич. Мол, вот вам, олимпийские чемпионки! Те отказались встать с ней вместе на пьедестал. Зыбина не побоялась еще и высказать спортивному руководству то, о чем в кулуарах легкоатлетических соревнований боялись говорить вслух. Это на Западе сестер Пресс называли братьями, а в СССР тех, кто добывал стране золотые медали, оберегали от любой критики.
Тренер Алексеев этого не забыл. На Олимпиаде-1964 Зыбина завоевала бронзу и через четыре года в возрасте 37 лет готовилась выступить в Мехико. Она была вторым номером сборной вслед за Надеждой Чижовой, но на тренерском совете Зыбину вывели из состава команды. Настоял на этом Алексеев. А ведь Галина на протяжении 21 года была в составе национальной команды!
Свою золотую олимпийскую медаль она в торжественной обстановке на съезде ВЛКСМ подарила Ленинскому комсомолу. «Комсомол исчез, а награды хранит какой-то молодежный комитет, пришедший на смену, - рассказала Зыбина в одном из интервью. - Даже письмо туда писала, спрашивала о судьбе медали. Ответили, что в полной сохранности и скоро будут делать музей. Пока ни музея, ни медали».
В середине прошлого века Зыбина была лицом советского спорта. Ее даже включили в состав делегации советских студентов, которая выехала во Францию. Маршрут пролегал мимо виллы Пабло Пикассо, и советские комсомольцы решили заглянуть к всемирно известному художнику. Из всех гостей его заинтересовала только спортсменка, которой пришлось продемонстрировать технику толкания ядра. За неимением снаряда Зыбина воспользовалась кирпичом. Пикассо пришел в восторг и подарил вазочку собственного изготовления.
После окончания семилетки Зыбина поступила в оптико-механический техникум при заводе ЛОМО. Диплом получила в год Олимпиады в Хельсинки. Понимая, что ее жизнь все-таки будет связана со спортом, окончила Педагогический институт им. Герцена и Институт физкультуры им. Лесгафта. После окончания спортивной карьеры работала тренером.
В 1957 году обладательница двух олимпийских наград вышла замуж за военного моряка Юрия Федорова, с которым познакомилась... на его свадьбе с первой женой. Пришла на нее Зыбина со своим одноклассником, сослуживцем будущего супруга. Роман начался, конечно, позже, когда Юрий уже развелся. Более 20 лет капитан 1 ранга Федоров был командиром крейсера «Аврора». А еще - членом Союза художников СССР, автором моделей кораблей, многие из которых хранятся в крупнейших музеях мира.
В 1959 году у олимпийской чемпионки родился сын Сергей. На Олимпиаду в Риме Зыбина приехала, так и не успев набрать форму после рождения ребенка. Это были единственные из четырех Олимпийских игр, на которых она не попала в число призеров.
За свою спортивную карьеру Зыбина установила 8 мировых рекордов, а еще 4 рекорда СССР, которые превышали мировые, но не были зарегистрированы в качестве таковых. Первой в мире ленинградская спортсменка послала ядро за отметку в 16 м. Она единственная, кто становился призером чемпионата Европы в трех дисциплинах: метании копья и диска, а также толкании ядра.
Она ушла из жизни в августе 2024 года в родном Санкт-Петербурге. Перед кончиной передала свои награды и раритеты в Музей спорта на Мойке. Похоронили олимпийскую чемпионку на Богословском кладбище рядом с мужем.
На прошлой неделе Зыбиной исполнилось бы 95.
Кристи только развел руками…
Олимпийский чемпион Сеула в легкоатлетической эстафете 4х100 м встретил 60-летие в Санкт-Петербурге
В последние годы американские бегуны на Олимпиадах регулярно уступают в эстафетах 4х100 м соперникам с Ямайки. Обучили их на свою голову в американских университетах. А вот в 1988-м в Сеуле сборная США считалась безоговорочным фаворитом в этом виде программы легкоатлетического турнира. Только в финальном забеге американцев не было. Они умудрились потерять эстафетную палочку во время предварительного забега и оказались дисквалифицированы.
Во время представления участников телевизионные камеры то и дело выхватывали Линфорда Кристи. Темнокожий британец уже завоевал в Сеуле серебро в забеге на 100 м, а двумя годами ранее стал чемпионом Европы в Штутгарте. Через четыре года в Барселоне он выиграет на стометровке золото. В 1988-м Кристи уже имел звездный статус, но не смог принести британцам золотую медаль в эстафете.
Ее завоевала сборная СССР, за которую выступали Виктор Брызгин, Владимир Крылов, Владимир Муравьев и Виталий Савин. «Прокол американцев не оказал на нас никакого влияния, - рассказал корреспонденту «Спорт уик-энда» Савин, бежавший на заключительном этапе. - Мы на сборах отрабатывали до автоматизма передачу эстафетной палочки. Лучше всего, как отмечали тренеры сборной, получалось у нас с Муравьевым».
Удивляться этому не приходится. За сборную СССР выступали спортсмены из трех союзных республик: Брызгин представлял Украину, Крылов - РСФСР, а Муравьев и Савин - Казахстан. «В Сеул Крылов приехал с травмой, и тренеры сборной даже хотели заменить его на Андрея Разина, - рассказал Савин, начинавший заниматься легкой атлетикой в городе Джезказган. - От этой идеи отказались именно из-за того, что наша четверка долго отрабатывала передачу эстафетной палочки».
Борьба в финале была упорнейшей даже в отсутствии американцев. Первую команду от шестой (ею стала сборная ФРГ) отделили 0,36 секунды. Как ни старался на заключительном этапе Кристи «накрыть» Савина, ничего из этого не получилось. Как вспоминает чемпион Сеула, не остановился после передачи эстафетной палочки и Муравьев. Пробежал еще один этап и первым поздравил товарища по сборной с победой. А Кристи просто развел руками.
Через четыре года в Барселоне Объединенная команда на две сотые улучшила время «золотого» квартета сеульского образца, но этого хватило лишь для пятого места. Дело даже не в том, что американцы на этот раз не потеряли в предварительных забегах эстафетную палочку и финишировали в финале с мировым рекордом. «К Барселоне состав эстафетного квартета сменился практически полностью, - рассказал Савин. - Из сеульской команды остался я один. Вместе со мной бежали Павел Галкин, Эдвин Иванов и Андрей Федорив. Все мы представляли разные республики, тренировались по индивидуальным планам. Лишь перед самой Олимпиадой несколько раз отрабатывали передачу эстафеты. Этого, конечно, было недостаточно».
После распада Союза Савин остался в Казахстане. «Мне предлагали переехать в Россию, но в Москве или Санкт-Петербурге нужно было бы кардинально менять методику тренировок, - объяснил такой выбор олимпийский чемпион. - В Алма-Ате, когда тренер Владимир Никитенко захотел увеличить нагрузки, сумел доказать, что мне это противопоказано. Вряд ли это удалось бы сделать, если бы работал с российскими специалистами».
Савин принес Казахстану серебряную медаль Азиатских игр-1994. Они проходили в японской Хиросиме. Руководители республики высоко оценили это достижение. В Казахстане даже марку почтовую выпустили с портретом спринтера.
Несколько лет назад Савин всё же переехал в Санкт-Петербург. «За дочкой последовал, - рассказал он. - После окончания медицинского института она перебралась в Санкт-Петербург, работала главным эндокринологом Московского района. Сейчас заведует поликлиникой».
Сам Савин сейчас принимает участие в работе Олимпийского совета Санкт-Петербурга. Встречается с юными легкоатлетами и с удовольствием вспоминает олимпийскую победу в составе сборной СССР.
На прошлой неделе олимпийскому чемпиону Сеула исполнилось 60.