Жизнь Андрея Чеснокова разделилась на до и после 24 сентября 1995 года. В середине прошлого века в СССР была популярна песенка про футбольных болельщиков, где были такие строчки:
Но упрямо едет прямо на «Динамо»
Вся Москва, позабыв про дела…
В середине 90-х вся Москва устремлялась в спорткомплекс «Олимпийский», где проходили теннисные матчи. И не только простые москвичи, но и вершители нового мира. При просмотре теннисных матчей про дела зрители категории VIP не забывали. В ресторанах заключались нужные сделки и заводились нужные связи, а места в VIP-ложе ценились на вес золота. Особенно вблизи главного теннисного болельщика страны первого президента России Бориса Ельцина, обожавшего теннис. Совсем не случайно в те годы теннис называли «президентским видом спорта».
В ту пору лучший российский теннисист Евгений Кафельников был популярнее звезд футбола и хоккея. Про фигуристов в те времена вообще не вспоминали. Кафельников был одержим идеей завоевать главный трофей Кубка Дэвиса - Серебряную салатницу. Ради этого даже пролоббировал смену капитана сборной России, назначив на этот пост своего личного тренера Евгения Лепешина. Только одного теннисиста высокого класса для победы в командном турнире явно не хватало. Даже при условии двух побед лидера сборной нужно было добывать третье очко либо в парной комбинации, либо усилиями второй ракетки команды. Компанию Кафельникову в зависимости от покрытия составляли либо Александр Волков, либо Андрей Чесноков.

Первые реальные попытки штурма Кубка Дэвиса

Совместными усилиями в сезоне-1994 сборная России впервые добралась до финала, но в решающем поединке проиграла шведам. Это еще больше раззадорило Кафельникова, и он был настроен в 1995 году обязательно взять Серебряную салатницу. Ведь полуфинал и финал по раскладу должны были состояться в Москве. Правда, соперники у российских теннисистов были, что называется, не мальчиками для битья. В полуфинале предстояло встретиться со сборной Германии, в рядах которой были два топовых теннисиста - Борис Беккер и Михаэль Штих.
Несмотря на то, что шансы российской команды расценивались, мягко говоря, невысоко, ажиотаж вокруг этой встречи был огромный. Лишние билетики стреляли у ближайшей к спорткомплексу «Олимпийский» станции метро «Проспект мира», готовы были платить за них тогдашнюю среднемесячную зарплату российского инженера. Когда корреспондент «Спорт уик-энда» сказал, что у него аккредитация, предложили заплатить за неё вдвое больше. Всем хотелось ощутить свою сопричастность к великой теннисной битве.
На победу работали не только теннисисты. В «Олимпийском» оборудовали нелюбимый гостями грунтовый корт, да еще и обильно поливали его, чтобы Беккеру со Штихом московская жизнь показалась совсем не праздником. Наши-то заранее готовились на тайном корте, политом в соответствии с ноу-хау российских мастеров.
Только после первого дня казалось, что надежд на благополучный исход нет. Победа Беккера над Чесноковым была прогнозируемой, но что Кафельников проиграет Штиху, не ожидал никто. Даже победа Кафельникова и Андрея Ольховского в пятисетовом парном матче над Беккером и Штихом принципиально ничего не изменила. Немцы были настолько уверены в своей победе, что даже заменили в заключительный день матча подуставшего Беккера на Бернда Карбахера. Его Кафельников вынес в одну калитку, сравняв счет в полуфинале.
Вот только даже после этого в пресс-центре «Олимпийского» среди российских журналистов царило уныние. А наши немецкие коллеги не сомневались, что 12-я ракетка мира Штих легко разберется с Чесноковым, который тогда находился на 59-м месте в рейтинге АТР. Впрочем, дальнейшие события еще раз подтвердили, что в Кубке Дэвиса личный рейтинг ничего не решает.

Легендарные 9 матч-болов

Матч Чесноков - Штих запомнился всем, кто его видел. Судьба путевки в финал решалась в пятом сете, где в ту пору не применялось правило тай-брейка. По ходу решающей партии Андрей отыграл 9 (!) матчболов. «У меня тогда было пять ракеток, но только у одной правильные струны, - вспоминал перипетии легендарного поединка его герой. - С ней и выиграл первый сет, а затем взял ракетку с неправильными струнами и отдал два сета со счетом 1:6. Снова поменял ракетку - и выиграл четвертый. Если бы у меня тогда порвались струны, наверняка проиграл бы матч».
Пятая партия продолжалась почти два часа. «Олимпийский» неистовствовал, поддерживая Чеснокова. Ложа VIP просто тряслась. В 13-м гейме Штих сделал брейк, а затем раз за разом стал зарабатывать те самые девять матчболов. Только Чесноков не сдавался, всякий раз уравнивал счет и сумел реализовать первый же брейк-пойнт. При счете 8:7 уже российский теннисист имел два матчбола, но не сумел воплотить их в победу. Все решилось при счете 13:12 на подаче Штиха. У Чеснокова было три матчбола, но с первой попытки использовать шанс завершить поединок в свою пользу не удалось. А затем вымотанный до предела Михаэль допустил двойную ошибку.
Даже через два с лишним десятилетия помню практически все, что творилось в тот момент в «Олимпийском». Уверен, что в этот момент Ельцин подписал бы любой указ, который ему бы подсунули. Только президент России ограничился награждением Чеснокова орденом Мужества. В ту пору эта награда вручалась только участникам специальной военной операции в Чечне, отличившимся по ходу боевых действий. Победу на корте над Штихом к ним приравняли. В 1999-м довелось брать интервью у Чеснокова в Париже, где он тогда жил. Единственное, о чем попросил Андрей: «Не спрашивайте про орден! Не считаю себя достойным боевой награды».

Кроссовки для Южного

К сожалению, в финале-1995 победить американцев всё же не удалось. Чесноков в стартовом матче достойно сражался против первой ракетки мира Пита Сампраса. Вымотал его так, что американец смог покинуть корт только при помощи врачей. Увы, Кафельникову это не помогло. Лучший теннисист России не смог в заключительный день победить лучшего теннисиста мира - и сборная США досрочно одержала победу в финале.
Серебряную салатницу российской команде на глазах уже ушедшего с президентского поста Ельцина удалось поднять в декабре 2002-го в Париже. Победное очко и Кубок Дэвиса во Франции принес Михаил Южный. Любопытно, что после победы над Штихом в «Олимпийском» Чесноков разбрасывал свою экипировку, и кроссовки достались работавшему тогда болбоем… Южному.

Два титула уровня «Мастерс» - первых в СССР

Конечно, победа в «Олимпийском» в сентябре 1995-го была самым ярким эпизодом в теннисной карьере Чеснокова. Только и без нее Андрей оставил заметный след в истории отечественного тенниса. Заниматься он начал в пять лет у тренера Татьяны Наумко, которая вела своего воспитанника на протяжении двадцати лет. Одним из первых среди советских теннисистов Чесноков начал побеждать на престижных международных турнирах. В 1985-м, пробившись в основную сетку «Ролан Гаррос» через квалификацию, он обыграл «посеянного» под 8-м номером американца Элиота Телтшера.
Во времена перестройки и гласности Чесноков стал первым советским теннисистом, подписавшим контракт с западным спортивно-маркетинговым агентством. Он отказался передавать заработанные на турнирах призовые в Спорткомитет СССР. Давили на Андрея сильно, и пришлось пойти на компромисс и половину призовых все-таки отдать федерации. Правда, через год и от этого «налога» удалось избавиться. Отметим, что Федерация тенниса отказалась взымать дань, договорившись взамен, что Чесноков будет играть за национальную сборную на Олимпиадах и в Кубке Дэвиса.
Чесноков первым из советских теннисистов одержал победы на турнирах серии Masters (правда, тогда «тысячники» назывались по-другому). В 1990-м он победил в Монте-Карло, а в 1991‑м - в Монреале. В послужном списке советского теннисиста Чеснокова еще пять побед на турнирах АТР. А вот выступая под российским флагом, новые титулы завоевать не удалось. Хотя победа над Штихом в сентябре 1995-го затмила все. За сборную нашей страны (сначала СССР, потом СНГ, а затем России) в Кубке Дэвиса Андрей сыграл 46 матчей и выиграл 28.
***
На рубеже 80-х и 90-х Чесноков выделялся в профессиональном туре скоростью не только перемещений по корту, но и принятия решений. Западные журналисты дали ему прозвище Чеззи, обыгрывая и фамилию, и характер. Корреспонденты, работавшие на крупнейших теннисных турнирах, называли Чеззи одним из лучших стратегов на корте. А еще восхищались его юмором на послематчевых пресс-конференциях. Немецкий корреспондент, освещавший полуфинал Кубка Дэвиса в «Олимпийском», всерьез интересовался, не собирается ли Андрей после завершения спортивной карьеры стать комиком.
Долгое время Чесноков жил во Франции, где у него была хорошая тренировочная база. После завершения выступлений в профессиональном туре в 2000 году вернулся в Россию. Комиком, конечно, не стал. Пробовал себя в качестве тренера. Несколько месяцев работал даже с Маратом Сафиным и внес огромный вклад в достижения Елены Весниной, что всегда подчеркивала олимпийская чемпионка Рио в паре. Сейчас чаще выступает в роли эксперта, к мнению которого прислушиваются многие.
На этой неделе Чеснокову исполнилось 60 лет.
Борис ХОДОРОВСКИЙ.

Теннис Чесноков Андрей
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в понедельник,

9 февраля