СТРАНИЦЫ ПАМЯТИ: Зимняя Олимпиада-1976
За право проведения Олимпийских игр в прошлом веке разворачивалась нешуточная борьба. Города и страны стремились заполучить престижные соревнования, чтобы продемонстрировать свою привлекательность всему миру. В истории олимпийского движения был всего один случай, когда проведение соревнований оказалось под угрозой и в условиях форс-мажора их пришлось переносить на другой континент.
В штате Колорадо жители заблокировали Олимпиаду
На проведение зимней Олимпиады-1976 были поданы четыре заявки: от американского Денвера, швейцарского Сьона, финского Тампере и канадского Ванкувера. Выбор предстояло сделать на сессии МОК в Амстердаме в мае 1970-го. Американцы представили свою заявку с размахом. Напирали на то, что в 1976-м будет отмечаться 200-летие США и 100-летие штата Колорадо, где расположен Денвер.
В первом туре голосования Денвер уверенно лидировал, но после того как отсеялся Ванкувер, неожиданно вперед вырвался Сьон. Все решилось в третьем туре голосования, когда неожиданно голоса, отданные в предыдущих раундах за Тампере, перешли к американцам. Представители оргкомитета «Денвер-1976» обещали, что проведение Олимпиады будет стоить всего 14 млн долларов. Губернатор штата Колорадо Джон Лав обещал выделить 5 млн из бюджета. Только гладко было лишь на бумаге (интересно, есть ли аналог этой пословицы в американском фольклоре?).
Когда дело дошло до конкретики, выяснилось, что нужно строить новые горнолыжные трассы и трамплины. Бюджет Игр сразу же вырос, и к тому же большинство объектов оказались на значительном расстоянии от университетского кампуса Денвера, который планировалось использовать в качестве Олимпийской деревни. Американцы в целях экономии даже предложили провести соревнования по ледовым дисциплинам в Лейк-Плэсиде, на другом конце страны.
В ноябре 1972 года в штате Колорадо был проведен референдум, на котором жители решительно выступили против финансирования олимпийского проекта из бюджета. Через восемь дней Денвер официально отказался их проводить. Новый президент МОК лорд Майкл Килланин оказался в непростой ситуации. До Олимпиады оставалось меньше четырех лет, и нужно было что-то решать.
Отказался принимать Олимпиаду-1976 уязвленный итогами отборочного конкурса Сьон. Соревнования предложили без всякого конкурса канадскому Уистлеру, пригороду Ванкувера. Только в Стране кленового листа сменилось правительство, и новый кабинет министров не дал финансовых гарантий. Лишь в 2010 году в Уистлере прошли соревнования по снежным дисциплинам в рамках Олимпиады в Ванкувере. Отпал и предложенный американцами Солт-Лейк-Сити, который дождался своей Олимпиады через тридцать лет.
Удивительно, но даже в такой ситуации нашлись города, готовые выручить МОК. В повторных выборах олимпийской столицы приняли участие Тампере, Лейк-Плэсид, Шамони, где начиналась история зимних Олимпийских игр, и Инсбрук, принимавший их совсем недавно, в 1964-м. Большинство спортивных объектов в австрийском Тироле были в рабочем состоянии и считались по тем временам вполне современными. Многие из них и сегодня после небольшой реконструкции используются.
Сани и бобы на одном желобе
В Австрии пришлось построить только новую санно-бобслейную трассу. Впервые представители двух видов спорта соревновались на одной арене. Ее строительство началось, когда Инсбруку было предоставлено право на проведение второй в истории города Олимпиады. Новый желоб строился под контролем двух международных федераций, бобслея и санного спорта. Трасса в Иглсе оказалась настолько удачной, что строившая ее фирма получает заказы на новые объекты по сей день.
Впервые у сборной СССР перед началом Олимпиады появились медальные надежды в санях. На чемпионате Европы в Швеции, проходившем незадолго до начала соревнований в Инсбруке, золото завоевала Вера Зозуля. В олимпийском профайле в графе «профессия» у саночницы из латвийской Сигулды значилось «швея». Некоторое время Зозуля действительно совмещала тренировки на первой в СССР санно-бобслейной трассе с работой в ателье.
В Инсбруке лучшая советская саночница заняла 9-е место. Золото чемпионата Европы никого не должно было вводить в заблуждение. В Швеции не выступали сильнейшие саночницы из стран, диктовавших моду в этом виде спорта. На Олимпиаде весь пьедестал заняли немецкие спортсменки.
Золото и серебро завоевали Маргит Шуман и Уте Рюрольд из ГДР, а бронзу - Элизабет Демлейтнер из ФРГ. В отличие от Олимпиады-1964, где выступала Объединенная германская команда, в 1976-м в Инсбруке отдельными сборными были представлены ГДР и ФРГ. Причем представители первого в истории государства рабочих и крестьян на немецкой земле заняли второе место в медальном зачете после сборной СССР.
А звездный час Веры Зозули наступит через четыре года в Лейк-Плэсиде, где она завоюет золото. К этому времени она уже оставит работу швеей и целиком переключится на профессиональный спорт.
Трагедия и триумф Александра Тихонова
На Олимпиаде-2026 в биатлоне разыгрывается 13 комплектов наград и наряду с представителями сильного пола на трассы выходят барышни, как называет их Голос российского биатлона Дмитрий Губерниев. Полвека назад в олимпийской программе были всего две мужские гонки, классические 20 км и эстафета. В индивидуальной гонке перед последним огневым рубежом уверенно лидировал Александр Тихонов, но на стойке он умудрился получить шесть штрафных минут. Как же сумел он сделать это пятью выстрелами?
Все дело в том, что правила полвека назад были другими. Каждая мишень имела два круга различного радиуса. Если спортсмен попадал во внутренний круг, то избегал штрафных минут. При поражении внешнего получал одну, а если пули летели в «молоко», две. Считавшийся лидером советской сборной Тихонов отстрелялся так, что весь свой задел на лыжне растерял и остался без медалей, заняв 5-е место.
В «молоко» один раз выстрелил на последнем рубеже и финн Хейкки Икола, ставший в итоге серебряным призером с отставанием от чемпиона на 18,16 секунды. А Николай Круглов, основатель чемпионской династии советских биатлонистов, на последнем рубеже заработал всего одну штрафную минуту, что принесло ему золотую медаль. Бронзовым призером стал еще один советский биатлонист, Александр Елизаров.
В эстафете, несмотря на наличие двух призеров, последний этап тренеры доверили Тихонову, и он справился со своей задачей, избежав штрафных кругов, как и все советские биатлонисты. Четвертым в чемпионском квартете стал Иван Бяков. В послужном списке Тихонова - четыре олимпийских золота, и все были завоеваны в эстафетах.
Сломанные крепления и эфедрин лишили медалей
По традиции, лыжная программа Олимпиады началась мужской гонкой на 30 км. Тогда еще коньковый ход не был придуман, и добавлять «классическим стилем» не требовалось. В этом виде программы была зафиксирована первая сенсация. Впервые на олимпийском пьедестале после лыжной гонки не оказалось спортсменов из Норвегии, Швеции или Финляндии. Чемпионом стал Сергей Савельев, бронзу завоевал Иван Гаранин, а между ними вклинился американец Билл Кох, доселе не блиставший на чемпионате и этапах Кубка мира.
И на дистанции 15 км сборная СССР завоевала две медали. Чемпионом стал Николай Бажуков, а серебро досталось Евгению Беляеву. В эстафете советская сборная считалась безоговорочным фаворитом, но случилось то, чего никто не ожидал. На первом этапе у Беляева сломалось крепление, и он передал эстафету лишь 11-м с отставанием в минуту и 11 секунд от лидера. На втором этапе в лидеры вышла команда ГДР, но и тут случилось то, чего никто не ожидал.
В немецкого лыжника на огромной скорости врезалась одна из зрительниц, которая решила спуститься с горы. Спортсмена доставили в госпиталь в состоянии комы, а сборная ГДР выбыла из соревнований. В лидеры вышли финны, которые сохранили свое преимущество до самого финиша. Советская сборная усилиями Гаранина буквально вырвала бронзу.
И на дистанции 50 км, завершавшей лыжную программу Олимпиады, советского гонщика подвело крепление. Оно сломалось у олимпийского чемпиона на «тридцатке» Савельева, который в тот момент шел вровень с лидерами. Сменив лыжи, он сумел продолжить бег, но финишировал лишь 21-м. Чемпионом на этой дистанции стал норвежец Ивар Форму.
На двух дистанциях у женщин борьба за золото развернулась между Раисой Сметаниной и финкой Хеленой Такало. На «пятерке» еще за пятьсот метров до финиша советская лыжница выигрывала у своей главной соперницы около пяти секунд. На финише их разделила всего секунда - золото досталось финке.
После финиша в допинг-пробе Галины Кулаковой, завоевавшей бронзу, был обнаружен запрещенный эфедрин. Такое произошло впервые в истории зимних Олимпийских игр. Правда, без особых последствий и для самой Кулаковой, и для всей сборной СССР. Руководители нашей делегации сумели доказать, что запрещенный препарат попал в организм лыжницы в каплях от насморка. Кулакову допустили к стартам на дистанции 10 км и в эстафете, а ее бронзовая медаль перешла к другой советской лыжнице, Нине Балдычевой.
На «десятке» Сметанина взяла реванш у Такала, выиграв с более убедительным преимуществом, а третий результат показала Кулакова. И в эстафете, где вместе со Сметаниной, Кулаковой и Балдычевой бежала Зинаида Амосова, преимущество советской сборной над соперницами из Финляндии составило почти 48 секунд. Бронзу завоевали лыжницы из ГДР.
Всем прогнозам вопреки
В коньках у мужчин фаворитами считались норвежцы. На чемпионате Европы, который проходил как раз в Норвегии за неделю до Олимпиады, они заняли четыре первых места в сумме многоборья. Все обратили внимание и на беговые костюмы норвежцев, сшитые из специального эластичного материала. Они повышали обтекаемость тела и позволяли развивать более высокие скорости. Так начиналась гонка технологий в конькобежном спорте, результаты которой мы видим сейчас. Однако в Инсбруке норвежцы завоевали всего два золота, а три остальных достались конькобежцам из СССР, США и Нидерландов.
Главными надеждами советской сборной были спринтеры Евгений Куликов и Валерий Муратов. И эти надежды они оправдали, завоевав золото и серебро. Будущий руководитель Спорткомитета Санкт-Петербурга Куликов решил заниматься коньками в родном городе Богданович, что в Свердловской области. В школу, где учился Женя, тогда приехала чемпионка мира Инга Артамонова. После службы в армии Куликов приехал в Ленинград и поступил учиться в политехнический институт. Его дебютом на международных соревнованиях стал чемпионат мира, проходивший как раз в Инсбруке. В олимпийский сезон он первым в мире выбежал из 38 секунд на 500-метровке и заслуженно завоевал золото Олимпиады.
У женщин лучшие результаты сезона перед Олимпиадой имели Татьяна Аверина на 500 и 1500 м, Галина Степанская на 3000 м и американка Шейла Янг на 1000 м. Все они стали олимпийскими чемпионками, но не на тех дистанциях, где считались фаворитами. Янг выиграла 500-метровку, Аверина победила на дистанциях 1000 и 3000 м, а ленинградка Степанская быстрее всех пробежала «полуторку».
Борьба на дистанции 3000 м напоминала триллер. Сначала Аверина установила новый олимпийский рекорд - 4:45,19. Затем норвежка Лисбет Корсму до последнего круга опережала график советской спортсменки, но в итоге уступила 0,05 секунды. В предпоследнем забеге 15-летняя Андреа Мичерлих из ГДР в какой-то момент опережала график мирового рекорда на семь секунд, а за круг до финиша выигрывала у Авериной 1,74 сек. И все же сил у малютки Андреа не хватило. В итоге она завоевала серебро, уступив 0,04 секунды Авериной и выиграв 0,01 у Корсму. Через восемь лет уже под фамилией Шене конькобежка из ГДР выиграет Олимпиаду в Сараево на этой дистанции.
В Инсбруке дебютировали и представители знаменитого семейства Хайденов, 16-летняя Бет и 17-летний Эрик, который через четыре года в Лейк-Плэсиде завоюет пять золотых медалей, выиграв забеги и на 500, и на 10000 м.
Пахомова и Горшков пробили дорогу танцам на Олимпиаду
До Олимпиады-1976 в фигурном катании разыгрывалось три комплекта наград. Руководители Международного союза конькобежцев (ISU) не горели желанием добавлять в программу олимпийских соревнований танцы на льду. Да и МОК не горел таким желанием. Главным аргументом противников подобного решения были размытые критерии судейства.
Пробили дорогу танцорам на Олимпиаду Людмила Пахомова и Александр Горшков. Они доказали, что можно совмещать высокое искусство со спортивной составляющей. Ученики Елены Чайковской и стали первыми олимпийскими чемпионами, но этот успех дался Пахомовой и Горшкову нелегко. Они пропустили предолимпийский чемпионат мира, проходивший на высокогорном американском курорте Колорадо-Спрингс. Незадолго до этого Горшков попал в больницу, где ему сделали сложнейшую операцию. Кровь для переливания дала тогда Чайковская.
Чемпионами мира 1975 года стали Ирина Моисеева и Андрей Миненков, которые в Инсбруке завоевали серебро. Чемпионский произвольный танец Пахомовой и Горшкова был по-настоящему новаторским. Музыкальная композиция состояла из «Меланхолии» в исполнении оркестра Поля Мориа и испанских мелодий с преобладанием цапатеадо. Это вариант степа. Хотя чаще танец называли просто «Фламенко».
В соревнованиях спортивных пар ожидаемо победили Ирина Роднина и Александр Зайцев. Для Родниной это была уже вторая олимпийская золотая медаль, для Зайцева - первая. Серебро и бронза достались парам из ГДР. Короткую программу Роднина и Зайцев исполнили чисто, а в произвольной партнер коснулся рукой льда при приземлении с двойного акселя, но остальные элементы были выполнены безупречно. Все судьи поставили советскую пару на первое место: за две программы десять оценок «5.9» и восемь «5.8». На этот раз обошлось без «шестерок».
У мужчин Владимир Ковалев довольствовался серебром. Чемпионом стал британец Джон Карри. По ходу сезона он заменил свою произвольную программу, после того как предыдущая не понравилась судьям. Запомнился своим выступлением в Инсбруке американец Терри Кубичка, исполнивший сальто на льду. Сегодня этот элемент уже разрешен, и его включают в свои программы многие фигуристы, даже Илья Малинин. Полвека назад Кубичку обвинили в опасном эксперименте.
«А наши ребята за ту же зарплату...»
Строчка из «спортивной» песни Владимира Высоцкого подходит в качестве эпиграфа к материалам о хоккейном турнире Олимпиады-1976. Четвертый раз подряд, а всего - в пятый золотые олимпийские медали выиграла «Красная Машина», как называли тогда сборную СССР. Только сам олимпийский турнир не собрал сильнейшие команды планеты.
Уже прошли серии, в которых сборная СССР сражалась с профессионалами из НХЛ и ВХА. Канадские спортивные функционеры после этого отказывались присылать на чемпионаты мира любительские команды, требуя допуска профессионалов. Олимпиаду в Инсбруке родоначальники хоккея тоже бойкотировали. И именно в этом сезоне свою высшую лигу профессиональной сделали шведы. Соответственно на Олимпиаде «Тре Крунур» могли представлять лишь хоккеисты из низших дивизионов. Шведы не захотели позориться и просто отказались от участия.
Как тут не вспомнить строчку из песни Высоцкого! Ведь в СССР, как и в других социалистических странах, хоккей в то время был уже вполне профессиональным. Хоть и числились наши мастера студентами и военнослужащими, но их единственной работой был хоккей. В отсутствие канадцев и шведов бронзу олимпийского турнира завоевала сборная ФРГ во главе с Эрихом Кюнхаклем. Финская команда в середине 70-х была еще не столь сильна, а собранная американцами студенческая сборная тоже не могла соперничать с командами СССР и Чехословакии. Это через четыре года в Лейк-Плэсиде американские студенты сотворят «чудо на льду», обыграв «Красную Машину» Виктора Тихонова.
В Инсбруке борьба за золото свелась к матчу СССР - Чехословакия. У чехов и словаков еще свежа была память о «Пражской весне». Хотя, конечно, в Инсбруке она проявилась не так ярко, как восемью годами ранее в Гренобле. На Олимпиаде-1976 не только Кулакова стала жертвой эфедрина. Простудная эпидемия накрыла и хоккейную сборную Чехословакии. Допинг-проба, которую взяли после матча с командой Польши у Франтишека Поспишила, дала положительный результат. Чехословацкой команде засчитали техническое поражение. При этом поляки очки за победу не получили.
Перед заключительным матчем сборная СССР опережала своих главных соперников на два очка, и нашу команду, которую возглавлял Борис Кулагин, устраивала ничья. Соперники, которым нужна была только победа, настроились на решающую битву. После первого периода сборная СССР проигрывала - 0:2. Кульминация наступила в середине второй 20-минутки, когда сразу двух советских хоккеистов наказали двухминутным удалением. Отражать атаки соперников на ворота Владислава Третьяка доверили Юрию Ляпкину, Геннадию Цыганкову и Владимиру Шадрину. Тройка советских хоккеистов сдержала натиск чехословацкой команды.
Еще до конца второго периода усилиями Шадрина и Владимира Петрова сборная СССР сравняла счет. Только это был еще не финал. За 8 минут до финальной сирены Эдуард Новак вновь вывел чехословацкую команду вперед, но «Красная Машина» и не из таких передряг выбиралась. За четыре минуты до окончания встречи Александр Якушев сравнял счет, а еще через минуту Валерий Харламов поставил победную точку. Сборная Чехословакии провела великолепный матч, но этого не хватило, чтобы завоевать золото. Оно досталось советской команде.
И в медальном зачете не было равных сборной СССР. Интересно, что в Инсбруке впервые в олимпийской истории олимпийский огонь горел в двух чашах. Первая осталась с 1964 года, а вторую соорудили специально для Олимпиады, которую альпийский город подготовил и провел в условиях форс-мажора.
Борис ХОДОРОВСКИЙ.