Алексей Кудашов смог только год продержаться на посту главного тренера СКА и сборной России. Его песня оборвалась на полуслове. В КХЛ дело не дошло до решающих матчей Кубка Гагарина, национальная команда не сыграла на чемпионате мира. Летом Алексей Николаевич принял решение взять творческую паузу ‑ уделить большое внимание своему сыну, который уже привлекается в юниорскую сборную. При этом он до сих пор жалеет, что не смог поставить точку в прошлом сезоне с армейцами.

У меня роль смотрящего, консультанта и отца

‑ Алексей Николаевич, Петербург не всех чужаков принимает. У вас сложности не возникли?
‑ Я себя очень комфортно в городе на Неве чувствовал. Все условия для работы и жизни были - и у меня, и у семьи.
‑ Будете скучать по Северной столице?
‑ Что значит скучать? Есть возможность периодически приезжать, вспоминать, смотреть. Я же не расстаюсь с Петербургом навсегда.
‑ Вы назвали причиной своего ухода желание больше внимания уделять сыну Артему, который вскоре может начать профессиональную хоккейную карьеру.
‑ Скорее, детям.
‑ Но сына стали уже привлекать в юниорскую сборную России.
‑ В летний период подготовки стараюсь уделять ему внимание. Анализ матчей устраиваю, советы даю... А чем еще могу помочь? У него прекрасные тренеры во всех командах. В том числе и в СКА в прошлом сезоне, и в нынешнем ‑ в московском «Динамо». Сейчас просто выполняю роль смотрящего, консультанта и отца.
‑ На вас он похож как хоккеист?
‑ Нет, он другой. Я ‑ нападающий, он ‑ защитник. Уже разные вещи.
‑ А характером?
‑ Не знаю, никогда себя со стороны не обсуждал. И его тоже. Я вообще не хочу сыну очень много внимания уделять. Ничего особенного нет. Артем ‑ обычный подросток, каких тысячи в нашей стране.
‑ Все равно, вы уже, наверное, объяснили, какие подводные камни надо пройти, чтобы стать классным хоккеистом?
‑ Это судьба сына, что его отец ‑ игрок и тренер, и он всю жизнь в хоккее. С рождения Артем находился в раздевалках, видел игроков, наблюдал, как они готовятся к матчам. Но, думаю, в любой профессии сын приходит к отцу на работу. Если тот врач, то видит приемный покой, палату, потом и операционную. Тут ничего особенного.
‑ Наверное, самые любимые игрушки Артема с детства ‑ клюшка и шайба?
‑ На самом деле, он теннисом долго занимался. Да и школа для него все равно стоит на первом месте. Мы стараемся, чтобы существовал нормальный баланс между учебой и спортом, и вообще, чтобы Артем был всесторонне развит.

Готовились доказать делом, что победим

‑ СКА к концу прошлого сезона набрал оптимальную форму. Легко прошел в первом раунде плей-офф «Витязь». Получилось, что остановились в высшей точке.
‑ Это больше всего и расстроило. Можно заявлять что угодно, конечно. Но тут ты, наоборот, думаешь: сейчас начнем и просто делом всем докажем, что мы готовы победить. А тебе не дают это сделать ‑ печально…
‑ Вы как-то анализировали прошедший сезон. Нашли какие-то ошибки?
‑ Всегда в тренерской работе есть ошибки. Я не хочу сейчас проводить публичный анализ. Но случались просчеты и в построении коллектива, и в «физике», и в тактике. Все это исправлялось по ходу сезона. Мы пришли к знаменателю перед стартом плей-офф, когда предстояли самые важные игры.
‑ Команда провела достаточно ровно весь чемпионат. Провал случился в октябре. Вы поняли, что тогда произошло?
‑ Да. В сентябре-октябре произошел не провал, просто команда находилась в тяжелом состоянии. Шло перестроение внутри коллектива.
Игроки стали выходить на новые роли, заменяя уехавших лидеров. Нужно было время, чтобы притереться. В начале сезона хоккеисты находились под большими нагрузками, нужно было, чтобы организм их «переварил». Тактические нюансы в атаке и обороне следовало изучать. Опять-таки требовалось время. Когда ребята нужные моменты «схватили» и пришли в норму, пазл сложился ‑ и все стало получаться.
‑ Кто-то из игроков СКА вас удивил в приятном смысле в прошлом сезоне?
‑ Всегда есть те, кто расстраивает, и те, кто удивляет. Не хочу называть фамилии. Это нормально, команда ‑ живой организм. Мало игроков, которые на протяжении всей карьеры держат очень высокий уровень. За хорошим сезоном следует не очень успешный.

Нельзя пока сказать, что сборная готова всех обыгрывать

‑ Совмещение постов тренера в СКА и сборной ‑ это сложно? Свободное время, наверное, вообще отсутствовало как понятие?
‑ Да, вы правы. Но поверьте, это интереснейшая и ответственнейшая работа. Я очень рад за оказанное мне доверие, хочу поблагодарить за это и федерацию, и руководство... Потому что был счастлив.
‑ Со сборной вы участвовали только в этапах Евротура. Они вообще необходимы для нашей национальной команды?
‑ Я уже говорил: чтобы игроки росли, они должны набираться международного опыта. Сейчас у наших клубов он отсутствует. Мы не встречаемся с иностранными командами. На «предсезонке» один-два матча бывает у тех, кто выезжают на сборы за границу. А так ‑ играем между собой. Однако международный уровень ‑ он другой. Только там можно, в частности, определить планку нового игрока сборной ‑ и молодого, и опытного.
‑ Почему?
‑ В международных турнирах выше скорости, игроки техничнее, быстрее бегают и думают. Это более современный хоккей. Не пройдя начальную школу, хоккеист дальше не сможет развиваться. Вспомните, как при Тихонове, Юрзинове набирались опыта и олимпийская сборная, и вторая. Молодежь должна выступать на этапах Евротура, чтобы понимать, как развивается игра.
‑ Но в КХЛ играют лучшие хоккеисты Старого Света, не задействованные в НХЛ. Неужели все равно велика разница по сравнению с Евротуром?
‑ Так и есть. Ведь на этапы съезжаются сильнейшие команды Европы. Чехи, к примеру, в прошлом сезоне на возили на них своих лучших игроков, кроме тех, кто выступает за океаном. У них всегда была крепкая сборная. По таким соперникам, этой лакмусовой бумажке, мы и определяли, как выглядят наши молодые игроки. Кто может держать удар, конкурировать с лидерами чехов, финнов, шведов, а кто ‑ нет.
‑ И как вам наша молодежь? Смена у поколения Малкина и Овечкина есть?
‑ Нельзя пока сказать, что у нас много классных игроков, которые рвутся в сборную, и что есть громадная конкуренция. Посмотрите по центральным нападающим ‑ во всех клубах на ведущих ролях играют иностранцы. Возьмем защитников. Тоже очень много легионеров на ведущих ролях. И так везде. Редкие команды используют русских хоккеистов на ключевых позициях и в ключевые моменты. Поэтому не стоит заявлять, что у нас огромное количество топ-исполнителей и мы уже готовы всё выигрывать на международной арене.

Всегда должен быть выбор. Зачем делать из уехавших в НХЛ врагов народа?

‑ При этом редко кто в КХЛ рискует и ставит на молодежь.
‑ Это не быстрый процесс. Сначала наши перспективные проспекты выступают в Высшей лиге, потом их начинают постепенно подпускать к «основе». Да, не каждый тренер готов рисковать. Но я смело доверял молодежи во всех клубах, которые тренировал. Ведь ты сам их готовишь, обучаешь, проверяешь… Хотя тут тоже не все просто. Коллектив команды ‑ это живой организм. Поэтому если ты ставишь игрока, заведомо не соответствующего уровню, а потом продолжаешь пропихивать его, то команда со временем начнет все неправильно воспринимать.
‑ Вы бросили в бой в прошлом сезоне звено Марченко ‑ Морозов ‑ Подколзин после молодежного чемпионата мира. Преднамеренно?
‑ Да, ведь это оптимальные сроки для введения перспективных ребят ‑ впереди два месяца чемпионата и плей-офф. Тем более что юные армейцы оказались в хорошей форме. Тут нужно сделать акцент на том, кто готовит этих ребят, кто в них душу вкладывают. Это тренеры из Высшей лиги, из МХЛ… Мы о них мало говорим. Но звездочки не берутся из ниоткуда. Не бывает такого, что, однажды сыграв на молодежном чемпионате мира, они сразу станут хорошими хоккеистами.
‑ Но в любом случае через какое-то время молодежь начинает смотреть в сторону НХЛ. Есть смысл удерживать их какими-то запретительными мерами?
‑ Мы ‑ тренеры, наша задача - работать, развивать и учить молодежь. Ну отправятся молодые игроки в конце концов за океан. И что? Это же не конец! Значит, будут в сборную приезжать на чемпионаты мира. Кто не подойдет НХЛ ‑ вернется в Россию. Посмотрите на шведов, у них более 70 человек выступают в НХЛ, но скандинавы продолжают развиваться! И нам так же надо. Не делать из уехавших врагов народа. Всегда должен быть выбор. Конечно, хотелось бы, чтобы мы имели очень сильную лигу и все таланты оставались в России. Но хоккеисты понимают, что на данный момент самый высокий уровень ‑ за океаном.
‑ Нуждается ли наша лига вообще в омоложении? Сейчас у «Спартака» Олега Знарока средний возраст игроков - 31 год с копейками...
‑ Здесь правильнее говорить о конкретных командах. Я думаю, тот же «Спартак», увидев, что есть хорошее поколение, даст ему возможность раскрыться. Дальше если игроки используют эту возможность, то и для «Спартака», и для российского хоккея все будет очень хорошо. Но искусственное омоложение ‑ неправильно. Игрокам нельзя давать место в составе, они должны его взять, завоевать.
Игорь ГУРФИНКЕЛЬ.

Хоккей Кудашов Алексей
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в понедельник,

22 апреля