Свои первые официальные футбольные отчеты в газету я написал ранней весной 1994 года - более четверти века назад. И были они, разумеется, о матчах питерского «Зенита». Который в ту лихую пору не брал с огромным отрывом золотых медалей чемпионата, не завоевывал Кубка, а взамен всего этого великолепия барахтался в первой лиге российского футбола. Иногда «барахтался» в самом прямом смысле этого слова. Как, например, в домашней игре с московским «Асмаралом» в начале апреля 94-го. Та игра проходила на стадионе Кировского завода близ «Нарвской», и поле там состояло из чего угодно, кроме травы - глины, песка, мелких камушков, но в основном на «газоне» после сильного ливня преобладала вода.

Как раз перед той самой игрой мне на «Кировце» довелось пообщаться с двумя ровесниками (на глаз) из числа фанатов «Зенита». Молодому журналисту надо ведь было интегрироваться в новую и малознакомую для него околофутбольную среду! Мне повезло: ребята оказались очень коммуникабельными парнями. Моментально нашли общий язык. Более того, я приобрел себе отличных футбольных знакомых на долгие годы…

Первый представился Левшой: рослый, круглолицый, курносый, упитанный. Я и сам точно такой же. Поэтому внешность второго, отрекомендовавшегося как Сапог, поражала куда больше: невысокий и до умопомрачения худой, зато с густейшей шапкой волос на голове, колоритным орлиным носом на почти треугольном лице и пижонскими бакенбардами. С таким колоритным «прикидом» он запросто мог бы играть в кино какого-нибудь молодого и безжалостного мафиози. Но все смягчала улыбка: она у парня была просто фантастически доброй и обезоруживающей.

Таким же, обезоруживающе-добрым и враз располагающим к себе, Лёша «Сапог» Утов был и в непосредственном общении. За четверть века не припомню ни разу, чтобы он кого-то грубо обругал или вообще позволил себе агрессивные эмоции, хотя обсуждали мы с ним порою крайне принципиальные для футбольного фаната вещи.

Зато несгибаемость и твердость характера - это да. Иначе не стояли бы Сапог с Левшой (всего вдвоем!) с зенитовским флагом на многотысячных трибунах в горячих кавказских столицах. «В Баку и Ереване мы были именно вдвоем. Только начинаешь шизовать, только флаг «Зенита» поднимаешь - все, тебя нет! Тебя унесли! Ты появляешься в другом месте, пока тебя местные менты снова не окружат» - вспоминал Лёша Сапог в своем фанатском интервью... 

Ехать ли «шизовать» за «Зенит» не только в Москву, а и в очередную тьмутаракань - или не ехать? Такой вопрос Сапог перед собою никогда даже не ставил. Он просто в очередной раз улаживал проблему с отъездом у себя на работе - и отправлялся. Излишне даже упоминать, что все родные Алексея знали назубок расписание очередного чемпионата или еврокубка… Таких выездов у 55-летнего Алексея Утова за 38(!) лет набралось аж 403 штуки. Невероятное число! Рекорд среди всех фанатов «Зенита».

Из этих четырехсот наберется минимум полсотни, когда мы пересекались на ходу перед матчами. Или в Тольятти с Ярославлем, или в Вене с Белградом. Всего и не упомнишь. Быстренько обсудим стартовый состав и шансы «Зенита», бегло спросим друг друга: «Ну, ты как - в порядке?» и разбегаемся по своим секторам: Леша в фанатский, а я в ложу прессы.

… А в следующем футбольном сезоне мы впервые за четверть века уже не увидимся. Очень больно думать об этом. Алексей «Сапог» Утов гордо выстаивал на трибунах с зенитовским флагом под градом монет или даже камней, а вот кошмарная болезнь его все-таки одолела…

Прощай, Лёша. Очень большому числу людей будет не хватать твоей улыбки и потрясающей любви к футболу и «Зениту».       

Александр КУЗЬМИН.

Футбол Зенит ФК
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в понедельник,

1 апреля