Бывший омский губернатор 85-летний Леонид Полежаев 22 года руководил областью (1990 – 2012). И с ним связано почти все, что вы слышали об Омске. При его непосредственном участие «Авангард» стал одним из лидеров российского хоккея.
– Вы дали рекордный контракт Ягру.
– Первый рекордный контракт был у Сушинского, - цитирует Полежаева sports.ru.
– Три с половиной миллиона долларов.
– Да. Ну, Сушинский стоил этих денег. Он такая зажигалка, что и сам заводился, и команду заводил. Но сложный парень. Непростой. Он с чувством достоинства собственного человек. И знал, за что играет и за какие деньги. Если ему в кассе на 20 копеек зарплату недодали – Максим утром придет и попросит, чтобы ему вернули эти 20 копеек. Поэтому он бизнесмен сейчас. Знает, как копейку считать.
– Максим Сушинский в 1997 году играл в «Авангарде» за 3000 долларов в месяц. То есть 36 тысяч долларов в год. А спустя 7 лет Сушинский играет уже за 3,5 млн в год. Почему тот же самый игрок становится для своей команды в сто раз дороже?
– По игре. За первый сезон 1996/97 у него зарплата была 1500 или 1700 долларов в месяц. Потом она росла. Миллионный рубеж в рублях по зарплате в «Авангарде» Максим перешагнул первым. Я помню, он все колебался: вернуться ли ему в Ленинград? Его еще подогревали – и он дергался все время. Ему нужны были деньги, чтобы он здесь осел. А потом – я видел в нем перспективу. Доминантные игроки нужны команде, из середняков ее не сделаешь. Не он один был такой.
– Трижды тренером «Авангарда» был Раймо Сумманен. Наверное, одна из самых загадочных фигур в истории «Авангарда».
– Вообще, очень способный тренер.
– Есть слова бывшего генменеджера «Авангарда» Анатолия Бардина о Раймо: «Я нашел нам молодого Тарасова». Он вам такое говорил?
– Да. Я с Сумманеном общался постоянно. Его плохо приняла московская пресса. Язвили там по его поводу.
– Говорили, что он псих?
– Да. Горячий он мужик, никакой он не псих. Глинка Иван тоже темпераментный был парень. Вот Белоусов — хладнокровный, спокойный человек. Тренеры разные бывают.
– Был эпизод в четвертьфинале с Магнитогорском в 2011 года. Когда при счете 3-3 в серии Сумманен не вышел на седьмой матч.
– Я не помню этого. Почему он не вышел?
- Говорили, что за ним должны были прислать машину и не прислали. А до этого у него состоялся конфликт с Ягром.
– Не было конфликта с Ягром. С Ягром вообще конфликтовать нельзя было. И никто с ним не конфликтовал. Чепуха какая-то. Он неконфликтный человек, он очень спокойный. Хах! Я такое впервые слышу вообще.
– Сумманен действительно отсутствовал на скамейке в седьмом матче. И причиной называлось, что он пытался подраться с Ягром в раздевалке.
– Да нет, вы что. Я бы знал об этом. У меня же были свои люди, которые сканировали атмосферу в раздевалке. Я все знал! Кто сколько выпил, кто с кем спит – все знал!
– Даже такое погружение у вас было?
– А как вы думаете? Надо знать, какой климат в команде. Это команда, артель, очень сложный механизм, который надо настраивать. Настраивать команду, чтобы она играла, это большое искусство.
– И какие выводы вы делали из полученной информации?
– Кого-то отчисляли. Кого-то предупреждали. Были и выпивающие – как без этого. Чернов был хороший игрок – он наркотиками баловался. От него пришлось тоже отказаться. Всякое было. Конечно. Я знал, где они. В какие кафешки ходят. Какими компаниями. Они же не всей командой – микрогруппы существуют. Я внимательно за Ягром наблюдал. Я все знал. Как он живет, куда ходит, где пиво пьет. Знал, что поздно вечером он ездит на лед тренироваться один. Для меня еще почему важно было – человек-то звездный, всякое могло быть. Это не простой игрок – это явление в мировом хоккее. И я отвечал за него. В том числе и за безопасность. И за отношения в команде – чтобы не дай Бог была атмосфера, которая отторгала бы. Завистников-то очень много! Ягр выходит на площадку – с ним рядом многие бледнеют! Зависть же и внутри команды существует, люди есть люди. Поэтому за этим тоже надо было внимательно наблюдать. Он же четыре сезона отыграл. Удержать такого игрока четыре сезона… Попробуйте где-нибудь сейчас. Год максимум играют! И не одни деньги его соблазняли.
– А что его здесь держало?
– Во-первых, то, что я лично с ним общался. Что-то близкое к дружбе было. И я следил, чтобы подчеркнутое отношение было к нему. Вообще, чем хорошо привлечение чешских игроков – это все-таки близкие по менталитету к нам. Славяне. При этом они вносили в команду спортивную и общечеловеческую европейскую культуру. Они дисциплинированные. И естественно, наши подтягивались под этот уровень. Причем мы же не приглашали середняков – только игроков сборной. Если платить деньги – так за что-то.
– Про Ягра говорили, что только одна слабость у него была – казино.
– Играл он, да. И проигрывал. Крупные суммы причем. И в Америке, и в Омске. Вот такая слабость. Я не вмешивался, это личное. Кто-то водку пьет, кто-то к бабам ходит. Ягр водку не пил, от женских услуг не отказывался. Ну, а вот эта слабость была – не астрономические цифры он там проигрывал. Увлекался просто и все.
– Как проходил процесс подписания Ягра? Известно, что вы лично вели переговоры.
– Да. Локаут же был. Все канадцев набирали. А у меня возникла мысль: почему не Ягра? Заочно он обо мне знал со слов Глинки. Они же с Ягром в Нагано выиграли Олимпиаду. С Иваном мы в очень хороших отношениях были… Горжусь, что такие люди соглашались и приезжали работать в Омск – и не за такие уж большие деньги. Чехи знали, что в Омске очень хороший климат – не природный, а человеческий. Труда с ними договариваться практически не было. Мы кого хотели, тех приглашали – и они соглашались.
- Это еще то поколение чехов, которые учили в школе русский язык.
– Да, они все хорошо знали русский. И Ягр отлично говорит на русском.
– Сушинскому вы дали контракт на 3,5 млн долларов весной 2004 года. И вскоре после этого приезжает Ягр. Говорили, он 9 млн заработал за первый сезон в Омске.
– Может, и девять. Какое сейчас имеет значение – сколько он зарабатывал?
– В НХЛ информация о контрактах открытая. У Ягра и перед первым, и перед вторым заходом в Омск была зарплата в Америке 7,9 млн в год. Можно сказать, что в Омске ему платили столько же, сколько в НХЛ?
– Ну, около этого было.
– Ягр в Омске принял православие. Вы знали об этом его намерении?
– Знал. Мы это обсуждали. Я же их еще историей соблазнял.
– Про белочехов, которые в Омске были?
– Да, что здесь белочехи были. Что пленные чехи построили самые красивые здания в Омске. Я даже нашел потомков того архитектора чеха, они жили в Карловых Варах. И вот такие мотивы цепляли чешских хоккеистов. Это мы ко всему безразлично относимся, мы же быдловатый народ. А они народ европейский.
Напомним, что Максим Сушинский играл за «Авангард» с 1996-го по 2000-й и с 2001-го по 2005-й годы. А Яромир Ягр в сезоне 2004/05 во время локаута в НХЛ и с 2008-го по 2011-й годы.